рабочая программа по биологии 9 класс

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии
2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 66ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Елена Валерьевна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе рабочей программе 5-9 класса, разработаной
авторами: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомиловым, Т.С.
Суховой, издательский центр «Вентана-Граф», 2021 г.
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией И.Н.
Пономарёвой , О.А. Корниловой, Н.М. Чернова «Вентана-Граф», 2022 ФГОС

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» 9 КЛАСС

В результате изучения данного курса биологии ученик должен научиться понимать:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:


определять возможные роли в совместной деятельности;



играть определенную роль в совместной деятельности;



принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;



определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;



строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;



корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);



критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;



предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



выделять общую точку зрения в дискуссии;



договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;



организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);



устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей

2

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:


определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;



отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);



представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;



соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;



высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;



принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;



создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;



использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;



использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;



делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:


целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;



выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;



выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;



использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
3



использовать информацию с учетом этических и правовых норм;



создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать



информационную гигиену и правила информационной безопасности.

ученик научится:


пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать
научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения
за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические
объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты.



Выпускник овладеет системой биологических знаний — понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное
и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как
науки.



Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.



Выпускник приобретет навыки использования научно­ популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях),
ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Учащийся получит возможность научиться:


осознанно использовать знания основных правил по­ ведения в природе и
основ здорового образа жизни в быту;



выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;



ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать
информацию биологического со­ держания в научно­популярной
литературе, средствах массовой информации и интернет­ресурсах,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;

4



создавать собственные письменные и устные сообще­ ния о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников, самостоятельно определять цели обучения,
ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:



анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;



идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;



выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;



ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;



формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;



обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:


определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;



обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;



определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;



выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);



выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;



составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);



определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
5



описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;



планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;



систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;



отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;



оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;



находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;



работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;



устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;



сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:


определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;



анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
6



соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;



оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;



рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и
общественной гигиены;



проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для
построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной
профессиональной карьеры по ее окончании. Учащиеся должны освоить основные знания
и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие
и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и
функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия
организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных
представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе
эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства
живых организмов. Многообразие форм живых организмов.
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды
клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ –
основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов –
фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы.
Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в
природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его
особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и
животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование
половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные
7

закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости.
Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные
представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического
круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития
органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.
Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и
структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления
надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры
эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции.
Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека.
Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как
житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия
факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов
среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в
природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена
биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в
биосфере. Охрана природы.
В программу изучения предмета введён модуль здорового питания.

8

III.

№
ур
ока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел/Тема занятия

Тема 1. Общие закономерности
жизни
1

Биология — наука о живом мире

Кол
ичес
тво
часо
в

1

Методы биологических
исследований

1

3

Общие свойства живых
организмов

1

5

6

7
8
9
10
11

Многообразие форм жизни
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Общие
закономерности жизни»
Тема 2. Закономерности жизни
на клеточном уровне
Многообразие клеток Л.Р.
Многообразие клеток эукариот.
Сравнение растительной и
животной клети
Химические вещества в клетке
Строение клетки
Органоиды клетки и их функции
Обмен веществ — основа
существования клетки
Биосинтез белка в живой клетке

План

5ч

2

4

Дата
проведения урока

1

01.09
04.09
08.09
11.09
15.09

1
12

18.09
1

1
1
1
1
1

9

22.09
25.09
29.09
02.10
06.10

Факт

12

Биосинтез углеводов —
фотосинтез

1

13

Биосинтез углеводов —
фотосинтез

1

14
15

16

17

18
19

Биосинтез белка и углеводов
Обеспечение клеток энергией
Размножение клетки и её
жизненный цикл
Л.Р. Рассматривание
микропрепаратов с делящимися
клетками
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Закономерности
жизни на клеточном уровне»
Тема 3. Закономерности жизни
на организменном уровне
Организм — открытая живая
система (биосистема)
Бактерии и вирусы

1
1

1

17
1
1

21

Многообразие растений и
значение в природе

1

22

Организмы царства грибов и
лишайников

1

23

Животный организм и его
особенности

1

26

Сравнение свойств организма
человека и животных
Размножение живых организмов

20.10

27.10

1

25

16.10.

1

Растительный организм и его
особенности

Многообразие животных

13.10

23.10

20

24

09.10

1
1
1

27

Индивидуальное развитие
организмов

1

28

Образование половых клеток.
Мейоз

1
10

10.11
13.11
17.11
20.11
24.11
27.11
01.12
04.12
08.12
11.12
15.12

29

Изучение механизма
наследственности

1

30

Основные закономерности
наследственности организмов

1

31

32
33

34

35

36

37

38

Закономерности изменчивости
Л.Р Выявление наследственных
и ненаследственных признаков у
растений разных видов.
Ненаследственная изменчивость
Основы селекции организмов
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Закономерности
жизни на организменном
уровне»
Тема 4. Закономерности
происхождения и развития
жизни на Земле
Представления о возникновении
жизни на Земле в истории
естествознания
Современные представления о
возникновении жизни на Земле
Значение фотосинтеза и
биологического круговорота
веществ в развитии жизни
Этапы развития жизни на Земле

1

1
1

20
19.01
1

1

22.01
26.01

1

1

40

Чарльз Дарвин об эволюции
органического мира

1

41

Современные представления об
эволюции органического мира

1

Процессы образования видов

12.01

1

1

43

29.12

15.01

Идеи развития органического
мира в биологии

Вид, его критерии и структура

22.12
25.12

39

42

18.12

1
1

11

29.01
02.02
05.02
09.02
12.02
16.02

44

45

Макроэволюция как процесс
появления надвидовых групп
организмов
Основные направления
эволюции

19.02
1

1

48

Примеры эволюционных
преобразований живых
организмов
Основные закономерности
эволюции Л.Р.
Приспособленность организмов
к среде обитания
Человек — представитель
животного мира

49

Эволюционное происхождение
человека

1

50

Ранние этапы эволюции
человека

1

51

Поздние этапы эволюции
человека

1

52

Человеческие расы, их родство и
происхождение

1

53

Человек как житель биосферы и
его влияние на природу Земли

1

46

47

54

55

Обобщение и систематизация
знаний по теме «Закономерности
происхождения и развития
жизни на Земле»
Тема 5. Закономерности
взаимоотношений организмов и
среды
Условия жизни на Земле

01.03
1
04.03
1

1

1

57

Приспособленность организмов
к действию факторов среды

1

Взаимосвязи организмов
в популяции

18.03
22.03
01.04
05.04

12

1

59

15.03

1

Общие законы действия
факторов среды на организмы

Биотические связи в природе

11.03

08.04

56

58

26.02

1
1
12

12.04
15.04
19.04
22.04
26.04

60

Функционирование популяций в
природе

1

61

Природное сообщество —
биогеоценоз

1

62

Биогеоценозы, экосистемы и
биосфера

1

63

Развитие и смена природных
сообществ

1

64

Многообразие биогеоценозов
(экосистем)

1

65

66

Основные законы устойчивости
живой природы. Экологические
проблемы в биосфере. Охрана
природы
Итоговый контроль знаний курса
биологии 9 класс

27.04
03.05
06.05
13.05
17.05
20.05

1

1

24.05

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на изучение биологии в 9 классе выделено 2ч в неделю. В связи с
праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в
2024 году» произошло уплотнение учебного материала до 66 учебных часа. Недостаток
учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».