Ростовская область Кашарский район х.Талловеров Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 2023-2024 учебный год Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс Количество часов: 66ч (2ч в неделю) Учитель: Никулина Елена Валерьевна Категория: высшая квалификационная Программа разработана на основе рабочей программе 5-9 класса, разработаной авторами: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомиловым, Т.С. Суховой, издательский центр «Вентана-Граф», 2021 г. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией И.Н. Пономарёвой , О.А. Корниловой, Н.М. Чернова «Вентана-Граф», 2022 ФГОС I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 9 КЛАСС В результате изучения данного курса биологии ученик должен научиться понимать: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей 2 деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; 3 использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. ученик научится: пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Учащийся получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил по ведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического со держания в научнопопулярной литературе, средствах массовой информации и интернетресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; 4 создавать собственные письменные и устные сообще ния о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников, самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; 5 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 6 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании. Учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч) Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл. Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные 7 закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов. Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. В программу изучения предмета введён модуль здорового питания. 8 III. № ур ока ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел/Тема занятия Тема 1. Общие закономерности жизни 1 Биология — наука о живом мире Кол ичес тво часо в 1 Методы биологических исследований 1 3 Общие свойства живых организмов 1 5 6 7 8 9 10 11 Многообразие форм жизни Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне Многообразие клеток Л.Р. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительной и животной клети Химические вещества в клетке Строение клетки Органоиды клетки и их функции Обмен веществ — основа существования клетки Биосинтез белка в живой клетке План 5ч 2 4 Дата проведения урока 1 01.09 04.09 08.09 11.09 15.09 1 12 18.09 1 1 1 1 1 1 9 22.09 25.09 29.09 02.10 06.10 Факт 12 Биосинтез углеводов — фотосинтез 1 13 Биосинтез углеводов — фотосинтез 1 14 15 16 17 18 19 Биосинтез белка и углеводов Обеспечение клеток энергией Размножение клетки и её жизненный цикл Л.Р. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне Организм — открытая живая система (биосистема) Бактерии и вирусы 1 1 1 17 1 1 21 Многообразие растений и значение в природе 1 22 Организмы царства грибов и лишайников 1 23 Животный организм и его особенности 1 26 Сравнение свойств организма человека и животных Размножение живых организмов 20.10 27.10 1 25 16.10. 1 Растительный организм и его особенности Многообразие животных 13.10 23.10 20 24 09.10 1 1 1 27 Индивидуальное развитие организмов 1 28 Образование половых клеток. Мейоз 1 10 10.11 13.11 17.11 20.11 24.11 27.11 01.12 04.12 08.12 11.12 15.12 29 Изучение механизма наследственности 1 30 Основные закономерности наследственности организмов 1 31 32 33 34 35 36 37 38 Закономерности изменчивости Л.Р Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. Ненаследственная изменчивость Основы селекции организмов Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Современные представления о возникновении жизни на Земле Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Этапы развития жизни на Земле 1 1 1 20 19.01 1 1 22.01 26.01 1 1 40 Чарльз Дарвин об эволюции органического мира 1 41 Современные представления об эволюции органического мира 1 Процессы образования видов 12.01 1 1 43 29.12 15.01 Идеи развития органического мира в биологии Вид, его критерии и структура 22.12 25.12 39 42 18.12 1 1 11 29.01 02.02 05.02 09.02 12.02 16.02 44 45 Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Основные направления эволюции 19.02 1 1 48 Примеры эволюционных преобразований живых организмов Основные закономерности эволюции Л.Р. Приспособленность организмов к среде обитания Человек — представитель животного мира 49 Эволюционное происхождение человека 1 50 Ранние этапы эволюции человека 1 51 Поздние этапы эволюции человека 1 52 Человеческие расы, их родство и происхождение 1 53 Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли 1 46 47 54 55 Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды Условия жизни на Земле 01.03 1 04.03 1 1 1 57 Приспособленность организмов к действию факторов среды 1 Взаимосвязи организмов в популяции 18.03 22.03 01.04 05.04 12 1 59 15.03 1 Общие законы действия факторов среды на организмы Биотические связи в природе 11.03 08.04 56 58 26.02 1 1 12 12.04 15.04 19.04 22.04 26.04 60 Функционирование популяций в природе 1 61 Природное сообщество — биогеоценоз 1 62 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера 1 63 Развитие и смена природных сообществ 1 64 Многообразие биогеоценозов (экосистем) 1 65 66 Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класс 27.04 03.05 06.05 13.05 17.05 20.05 1 1 24.05 В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на изучение биологии в 9 классе выделено 2ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в 2024 году» произошло уплотнение учебного материала до 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса. 13 14