рабочая программа по химии 8 класс

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии
2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов: 64ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Елена Валерьевна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения. Сборник программ курса
химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов
М.«Просвещение» 2021 г.ФГОС.
.

Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2020 (ФГОС)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ» 8 КЛАСС

I.

Предметные результаты обучения обучающиеся научатся:

•
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
•
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
•
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему
химии;
•
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и
сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
•
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях;
•

сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

•
составу;

классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по

•
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ — кислорода и водорода;
•
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших
соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

•

•
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
•
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами;
осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и
щелочами.
•
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды
и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;



раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева

•
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы
химических элементов;
2

•
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической
системы, а также калия и кальция;
•
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
•
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
•
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки
(ионной, атомной, молекулярной, металлической);
•
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
•
описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического
закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную
деятельность учёного;
•
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
•
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
•

объяснять суть химических процессов;


называть признаки и условия протекания химических реакций;

•
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу
по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по
выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3)
по изменению степеней окисления химических элементов (окислительновосстановительные реакции); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и
необратимые);
•

называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

•

называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

•
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций;
•
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

3

•
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
•
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
•

готовить растворы g определённой массовой долей растворённого вещества;

•
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
•
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных катионов и анионов.
•
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
•

составлять формулы веществ по их названиям;

•

определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

•
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням
окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот,
оснований и солей;
•
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами
второго и третьего периодов;
•
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
основных, амфотерных;
•
называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ (кислот, оснований, солей);
•
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
•
определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
•
составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам
реакций;
•
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
•
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ:
водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих
реакций.
4

Метапредметные результаты обучения
Выпускник получит возможность научиться:
•

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

•
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде
•
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бы/повой химии и др.]
•
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
•
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и
письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы;
•
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.

•
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности
человека’,
•

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

•
применять знания о закономерностях периодической системы химических
элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
•
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об
истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как
одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и
техники.
Выпускник получит возможность научиться:

•
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным
уравнениям;
•
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ;
•
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость
химической реакции;
•
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение
химического равновесия.
5

•

прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

•
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
•
выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое
вещество—оксид—кислота/ гидроксид —соль',
•

характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

•
приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных
способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
•
описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота
веществ в природе;
•
организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение.
Личностные результаты обучения


Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.



Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.



Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы



Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.



В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.



Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.



Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания).



Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.



Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.



Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6



Вычитывать все уровни текстовой информации.



Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;



учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);



уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.

Выпускник получит возможность научиться:

II.



проводить естественно-научные и социальные измерения;



анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;



сформировать интеллектуальные, гражданские, коммуникационные,
информационные компетенции;



овладеть научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты,
сопоставлять их с объективными реалиями жизни;



сформировать научное мировоззрение, освоить общенаучные методы
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных
представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.
Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.
Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование,
выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и
течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная,
атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы
7

и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии.
Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические
формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав
вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента
в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по
формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных
соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и
деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды.
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород –
восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства
воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.
Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля
растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная
масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация.
Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и
нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства
оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные
оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические
свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.
Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей.
Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты,
подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их
переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение
водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация
щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими
свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических
явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции.
Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
8

Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Ознакомление с лабораторным оборудованием.
 Очистка загрязнённой поваренной соли.
 Получение и свойства кислорода
 Получение водорода и изучение его свойств.
 Приготовление растворов солей с определённой массовой долей
растворённого вещества.
 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление
простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы
растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества
одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству
вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов.
Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как
естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма
представления
классификации
химических
элементов.
Структура
таблицы
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): Аи Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода,
номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и
нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса.
Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном
слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого –
третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева:
исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых
элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и
деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия,
магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.
Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов.
Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
9

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической
связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в
свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней
окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и
ионными связями.
III.

№
ур
ока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Кол
ичес
тво
часо
в

Раздел/Тема занятия

Дата
проведения урока

План

ГЛАВА 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1

Предмет химии.

1

05.09

2

Практическая работа №1.Приемы безопасной
работы с оборудованием и веществами.
Строение пламени.

1

06.09

3

Чистые вещества и смеси.

1

12.09

4

Практическая работа № 2. Очистка
загрязненной поваренной соли.

1

13.09

5

Физические и химические явления.

1

19.09

6-7

Атомы,
молекулы
и
Кристаллические решетки

ионы. 2

20.09

8

Простые и сложные вещества.

1

26.09

9

Химический элемент. Относительная 1
атомная масса. Знаки.

27.09

10

Закон постоянства состава вещества. 1
Химические формулы.

03.10

10

Факт

11

Массовая доля

1

04.10

12

Валентность

1

10.10

13

Составление химических формул.

1

11.10

14

Атомно-молекулярное учение.

1

17.10

15

Закон сохранения массы.

1

18.10

16

Химические уравнения

1

24.10

17

Реакция
соединения
Реакция 1
разложения Реакция замещения

25.10

18

Повторение и обобщение темы.

1

07.11

19

Контрольная
работа
Первоначальные понятия.

№1. 1

08.11

20

Кислород в природе. Физические 1
свойства. Получение кислорода.

14.11

21

Химические свойства кислорода. 1
Оксиды. Применение кислорода.

15.11

22

Практическая работа №3. Получение 1
кислорода и изучение его свойств.

21.11

23

Озон

1

22.11

24

Состав воздуха.

1

28.11

25

Горение веществ.

1

29.11

26

Обобщение темы.

1

05.12

27

Контрольная работа № 2. Кислород.

1

06.12

28

Водород в природе. Водород – 1
химический элемент. Физические
свойства водорода. Получение.

12.12

29

Химические
Применение.

13.12

30

Практическая работа №4. Получение

ГЛ.2 КИСЛОРОД. ГОРЕНИЕ.

ГЛ.3 ВОДОРОД.

свойства

водорода. 1

1

19.12
11

водорода и изучение его свойств.
ГЛ.4 ВОДА.РАСТВОРЫ.

31

Вода.

1

20.12

32

Свойства воды.

1

26.12

33

Вода – растворитель. Растворы.

1

27.12

34

Решение задач.

1

09.01

35

Практическая
работа
№5. 1
Приготовление
растворов
с
определенной
массовой
долей
растворенного вещества.

10.01

ГЛ.5
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ.

36

Моль. Молярная масса.

37

Вычисления
уравнениям

38

Закон Авогадро. Молярный объем.

по

химическим

ГЛ.6
ОСНОВНЫЕ
НЕОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ

1

16.01

1

17.01

1

23.01

КЛАССЫ

39

Оксиды

1

24.01

40

Оксиды

1

30.01

41

Гидроксиды. Основания.

1

31.01

42

Химические свойства оснований.

1

06.02

43

Реакции обмена

1

07.02

44

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

13.02

45

Кислоты.

1

14.02

46

Химические свойства кислот.

1

20.02

4748

Соли.

2

21.02

49

Генетическая связь между классами.

27.02
1

28.02
12

50

Практическая работа №7. Решение 1
экспериментальных задач по теме
«Основные классы неорганических
соединений».

05.03

51

Повторение темы.

1

06.03

52

Контрольная работа №3. Основные 1
классы неорганических соединений.

12.03

ГЛ.7 СТРОЕНИЕ АТОМА И
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН

53

Классификация
элементов.

химических 1

13.03

54

Периодический
Д.И.Менделеева.

закон 1

19.03

55

Периодическая таблица химических 1
элементов.

20.03

56

Строение атома

1

02.04

57

Распределение
электронов
энергетическим уровням

по 1

03.04

58

Значение периодического закона 1
Жизнь
и
деятельность
Д.И.Менделеева.

09.04

59

Контрольная работа №4. Строение 1
атома. Периодический закон.

10.04

ГЛ.8
СТРОЕНИЕ
ВЕЩЕСТВ.
ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.

60

Электроотрицательность химических 1
элементов.

16.04

61

Основные виды химической связи.

1

17.04

62

Степень окисления.

1

23.04

63

Окислительно-восстановительные
реакции.

1

24.04

6465

Итоговая контрольная работа.

1

07.05
08.05

13

6668

Поворение.

14.05
15.05
21.05
22.05

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на изучение химии в 8 классе выделено 2ч в неделю. В связи с
праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в
2024 году» произошло уплотнение учебного материала до 68 учебных часа. Недостаток
учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».