Ростовская область Кашарский район х.Талловеров Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 2023-2024 учебный год Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс Количество часов: 64ч (2ч в неделю) Учитель: Никулина Елена Валерьевна Категория: высшая квалификационная Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов М.«Просвещение» 2021 г.ФГОС. . Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2020 (ФГОС) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8 КЛАСС I. Предметные результаты обучения обучающиеся научатся: • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии; • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • составу; классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода; • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; • • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний; раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; 2 • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической); • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; • описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного; • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. • объяснять суть химических процессов; называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительновосстановительные реакции); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций; • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия; • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций; • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; 3 • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • готовить растворы g определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов. • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных; • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований, солей); • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях; • составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций; • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций. 4 Метапредметные результаты обучения Выпускник получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бы/повой химии и др.] • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека’, • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. Выпускник получит возможность научиться: • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. 5 • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество—оксид—кислота/ гидроксид —соль', • характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот; • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали; • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе; • организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. Личностные результаты обучения Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). 6 Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Выпускник получит возможность научиться: II. проводить естественно-научные и социальные измерения; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов; сформировать интеллектуальные, гражданские, коммуникационные, информационные компетенции; овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни; сформировать научное мировоззрение, освоить общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы 7 и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов. Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом. 8 Ознакомление с образцами оксидов. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований. Практические работы Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Очистка загрязнённой поваренной соли. Получение и свойства кислорода Получение водорода и изучение его свойств. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». Расчетные задачи: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): Аи Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Демонстрации: Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом. Раздел 3. Строение вещества. 9 Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Демонстрации: Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. III. № ур ока ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Кол ичес тво часо в Раздел/Тема занятия Дата проведения урока План ГЛАВА 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 1 Предмет химии. 1 05.09 2 Практическая работа №1.Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. 1 06.09 3 Чистые вещества и смеси. 1 12.09 4 Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 1 13.09 5 Физические и химические явления. 1 19.09 6-7 Атомы, молекулы и Кристаллические решетки ионы. 2 20.09 8 Простые и сложные вещества. 1 26.09 9 Химический элемент. Относительная 1 атомная масса. Знаки. 27.09 10 Закон постоянства состава вещества. 1 Химические формулы. 03.10 10 Факт 11 Массовая доля 1 04.10 12 Валентность 1 10.10 13 Составление химических формул. 1 11.10 14 Атомно-молекулярное учение. 1 17.10 15 Закон сохранения массы. 1 18.10 16 Химические уравнения 1 24.10 17 Реакция соединения Реакция 1 разложения Реакция замещения 25.10 18 Повторение и обобщение темы. 1 07.11 19 Контрольная работа Первоначальные понятия. №1. 1 08.11 20 Кислород в природе. Физические 1 свойства. Получение кислорода. 14.11 21 Химические свойства кислорода. 1 Оксиды. Применение кислорода. 15.11 22 Практическая работа №3. Получение 1 кислорода и изучение его свойств. 21.11 23 Озон 1 22.11 24 Состав воздуха. 1 28.11 25 Горение веществ. 1 29.11 26 Обобщение темы. 1 05.12 27 Контрольная работа № 2. Кислород. 1 06.12 28 Водород в природе. Водород – 1 химический элемент. Физические свойства водорода. Получение. 12.12 29 Химические Применение. 13.12 30 Практическая работа №4. Получение ГЛ.2 КИСЛОРОД. ГОРЕНИЕ. ГЛ.3 ВОДОРОД. свойства водорода. 1 1 19.12 11 водорода и изучение его свойств. ГЛ.4 ВОДА.РАСТВОРЫ. 31 Вода. 1 20.12 32 Свойства воды. 1 26.12 33 Вода – растворитель. Растворы. 1 27.12 34 Решение задач. 1 09.01 35 Практическая работа №5. 1 Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 10.01 ГЛ.5 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ. 36 Моль. Молярная масса. 37 Вычисления уравнениям 38 Закон Авогадро. Молярный объем. по химическим ГЛ.6 ОСНОВНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1 16.01 1 17.01 1 23.01 КЛАССЫ 39 Оксиды 1 24.01 40 Оксиды 1 30.01 41 Гидроксиды. Основания. 1 31.01 42 Химические свойства оснований. 1 06.02 43 Реакции обмена 1 07.02 44 Амфотерные оксиды и гидроксиды. 1 13.02 45 Кислоты. 1 14.02 46 Химические свойства кислот. 1 20.02 4748 Соли. 2 21.02 49 Генетическая связь между классами. 27.02 1 28.02 12 50 Практическая работа №7. Решение 1 экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 05.03 51 Повторение темы. 1 06.03 52 Контрольная работа №3. Основные 1 классы неорганических соединений. 12.03 ГЛ.7 СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН 53 Классификация элементов. химических 1 13.03 54 Периодический Д.И.Менделеева. закон 1 19.03 55 Периодическая таблица химических 1 элементов. 20.03 56 Строение атома 1 02.04 57 Распределение электронов энергетическим уровням по 1 03.04 58 Значение периодического закона 1 Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. 09.04 59 Контрольная работа №4. Строение 1 атома. Периодический закон. 10.04 ГЛ.8 СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. 60 Электроотрицательность химических 1 элементов. 16.04 61 Основные виды химической связи. 1 17.04 62 Степень окисления. 1 23.04 63 Окислительно-восстановительные реакции. 1 24.04 6465 Итоговая контрольная работа. 1 07.05 08.05 13 6668 Поворение. 14.05 15.05 21.05 22.05 В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на изучение химии в 8 классе выделено 2ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в 2024 году» произошло уплотнение учебного материала до 68 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса. 14 15