Министерство просвещения Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Кашарский отдел образования администрации Кашарского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 486779) учебного предмета «Информатика» для обучающихся 5 – 6 классов Составитель: учитель информатики Никулина Е.В. х.Талловеров 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам. Выделение в качестве основной задачи изучения информатики в школе формирования информационной культуры ведет к изменению приоритетов в обучении этому предмету, в том числе и в среднем звене. Обратим внимание на следующие особенности этого процесса: • Выходит на первый план обучение детей общим приемам и способам работы с информационными объектами, распознаванию и построению различного рода информационных моделей, а также знакомство с универсальными информационными структурами. • Повышается удельный вес изучения прикладных аспектов информатики и информационных технологий: информационные знания и умения применяются к задачам из различных учебных дисциплин, а также к практическим задачам, что не только укрепляет межпредметные связи, но и способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. • При изучении информационных технологий основной задачей становится знакомство с общими принципами работы и возможностями средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), знакомство с основными информационными объектами (текст, графика, таблица, звук и пр.). При этом объем конкретных знаний, связанных с осваиваемыми ИКТ, заметно сокращается. В том числе происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального программирования. • Расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и правовые вопросы работы с информацией). Цель курса — дать учащимся знания, умения и навыки, лежащие в основе информационной культуры. Данный курс способствует формированию грамотности нового уровня или новой грамотности. Новая грамотность — сочетание осваиваемых детьми основных логиковычислительных, лингвистических и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. Таким образом, новая грамотность служит основой последующих этапов обучения. В соответствии с изложенными общими целями ставятся следующие задачи изучения информатики в средней школе — научить ребят: • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам; • работать с различными видами представлений информации (текст, рисунок, таблица, схема и т. п.), переходить от одного представления информации к другому; • ориентироваться в потоке информации: просматривать, искать необходимые сведения; • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; сопоставлять результат с условиями, грамотно осуществлять проверку своего решения; • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы; • анализировать языковые объекты; • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности; • видеть в практических и учебных задачах их информационную природу; уметь представлять процесс в соответствующей информационной модели; • знать отличительные особенности основных информационных структур, уметь использовать их для решения поставленных задач; • использовать различные информационные методы для решения учебных и практических задач (группировка, упорядочение, перебор и др.); • структурировать и передавать информацию, в том числе грамотно представлять письменный ответ и готовить выступление на заданную тему. На изучение информатики на базовом уровне из компонента образовательного учреждения в 5 и 6 классах отводится 68 часов: в 5классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю). Оснащенность школы позволяет учащимся посещать компьютерный класс, но плотность расписания не дает возможности проводить больше одного урока информатики в неделю, поэтому будут организовываться уроки смешанного типа. В таком случае часть урока ребята могут изучать теоретическую информатику, а остальное время работать за компьютером. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В курсе используется система базовых понятий современной информатики и математики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в старшей школе и в вузе. Центральной научной идеей курса «Информатика. 5-6 классы» является идея дискретизации — знакомство школьников с дискретными структурами и дискретными процессами, началами алгоритмики. Объекты Основные объекты курса дают возможность описать или смоделировать наибольшее число информационных процессов, протекающих в различных науках и в реальной жизни. При этом в курсе представлены объекты разной степени сложности. Наиболее простые объекты — бусины. Буквы и цифры — элементарные объекты, которые используются при построении многих наук, включая собственно информатику. Эти объекты оказываются незаменимыми при анализе языковых и математических структур. Фигурки — еще один вид элементов курса, это любое изображение одного предмета, животного, человека, фрукта, знака и др. Поиск одинаковых и разных элементов (бусины, фигурки, цифры, буквы русского и латинского алфавитов). Поиск одинаковых и разных многоугольников на сетке (многоугольники, вершины которых располагаются в узлах прямоугольной сетки). Находить площадь многоугольника на сетке и прямоугольного треугольника на сетке в единичных квадратах. Многоугольники на сетке пример геометрических дискретных объектов: длины отрезков, лежащих на линиях сетки, целочисленны, площадь любого многоугольника на сетке равна целому числу или числу с половиной. Дискретные структуры Представлены дискретные структуры трех наиболее часто встречающихся в различных областях науки и жизни видов: неупорядоченные, упорядоченные, ветвящиеся. Самая простая по внутренней организации структура, изучаемая в курсе — конечное множество. Изучение понятий «множество» (набор любых объектов), «элементы множества», «пустое множество», «подмножество». Поиск одинаковых и разных множеств. Применение понятия «все разные» применительно к множеству. Выполнение операций над множествами (объединение, пересечение множеств). Последовательность — дискретная конечная структура, имеющая одномерный (линейный) порядок элементов. Изучение понятий «последовательность», «члены последовательности», «длина последовательности», «пустая последовательность». Поиск одинаковых и разных последовательностей. Применение понятий, связанных с нумерацией элементов от конца и от любого элемента последовательности: «третий с конца», «второй элемент перед», «четвертый элемент после» и т. д. Применение понятий «перед» и «после» для членов последовательности. Определение истинности утверждений: истинные и ложные утверждения; утверждения с неизвестным значением истинности; утверждения, не имеющие смысла для данной последовательности. Граф и дерево (направленный граф) — ветвящиеся структуры. Используется инструмент при вычислениях, удобный способ хранения данных, способ сортировки или поиска данных. Изучение понятий, связанных с расположением элементов дерева: элементы первого уровня, листья, следующие элементы, предыдущий элемент; дети и родители; уровни дерева, высота дерева; последовательность из дерева, все последовательности из дерева. Выполнение заданий на построение дерева, последовательностей из дерева. Определение истинности утверждений применительно к дереву. Построение дерева по данным утверждениям. Изучение понятия «сортировка» (упорядочение и классификация). Знакомство с методами сортировки. Выполнение упорядочения слов в алфавитном порядке (русский и латинский алфавиты), в порядке обратного словаря. Освоение метода разбиения задачи на подзадачи. Знакомство с различными способами слияния нескольких упорядоченных массивов в один: складывание стопок по алфавиту, последовательное слияние стопок постепенно увеличивающейся длины по две, одновременное слияние всех стопок с использованием сортировочного дерева. Изучение дерева сортировки, дерева перебора вариантов, дерева перебора подмножеств. Применение деревьев к решению задач: дерево вычисления значения выражения, дерево всех слов данной длины, родословное дерево, дерево перебора вариантов, дерево перебора всех подмножеств множества, поиск кратчайшего пути — полный перебор всех путей и пр. Решение задач на формальное пошаговое решение задач с использованием графов. Дискретные процессы Изучение процессов, поддающихся полному описанию: которых известны исходные данные (начальная позиция), возможные шаги (операции, действия, ходы) и определен результат. При анализе дискретных процессов используются свойства изученных дискретных структур. Наиболее наглядно и полно дискретные процессы рассматриваются на материале различных формальных исполнителей. Изучение работы исполнителей: Водолей, Перевозчик, Удвоитель, Кузнечик, Робот. Описание системы команд исполнителя. Описание работы исполнителя по данной системе команд. Алгоритмические конструкции. Изучение школьного (учебного) Алгоритмического Языка — учебного языка программирования. Изучение понятий, связанных с составлением и исполнением алгоритмов: имя, заголовок и тело алгоритма, служебные слова, исполнение алгоритма. Знакомство с возможными ошибками в алгоритмах, с поведением исполнителя при ошибке в алгоритме. Анализ состояния исполнителя и составление алгоритмов. Применение вспомогательного алгоритма. Составление и анализ алгоритмов с использованием циклов «N раз», «пока», с составными условиями. Изучение игр для двух игроков с полной информацией. Проведение круговых турниров с заполнением турнирных таблиц. Изучение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, начальная и заключительная позиции, последовательности позиций игры. Формальное описание знакомых игр с помощью этих понятий. Изучение понятий выигрышной и проигрышной позиции, выигрышной стратегии. Построение выигрышных стратегий для игр при помощи полного исследования позиций игры. Построение равновесных (симметричных) стратегий, доказательство выигрышности стратегии. Знакомство с методом половинного деления и его применением для угадывания элемента, описание алгоритма угадывания элемента за наименьшее число шагов. Применение метода половинного деления к решению задач. Рассмотренные в курсе структуры и типы процессов имеют место во всех областях науки и жизни, где так или иначе проявляются информационные процессы. Таким образом, они являются общенаучными и входят в ядро современного образования как база для изучения практически всех школьных дисциплин и основа для установления межпредметных связей. Приемы и методы решения информационных задач во многих случаях также являются универсальными и имеют общенаучную ценность. Поэтому в курс включены задачи из различных областей знания, которые допускают применение изученных в курсе методов (метода перебора полного и систематического, метода проб и ошибок, разбиения задач на подзадачи, метода деления пополам и др.) и приемов работы с информацией (сортировка, упорядочение, использование различных способов выделения объектов, построение дерева или таблицы, пошаговое представление процесса и т. д.). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны знать: • правила работы с учебником (листами определений и задачами), правила работы в проектах, правила работы с компьютером и периферийными устройствами; • основные свойства базисных объектов: бусин, букв, цифр, фигурок, многоугольников на сетке; • понятие «множество» и связанные с ним понятия: подмножество, пустое множество, одинаковые множества, объединение, пересечение множеств; • понятие «последовательность» и связанные с ним понятия: длина последовательности, одинаковые последовательности, пустая последовательность; • способы сортировки и упорядочения объектов, правило лексикографического порядка расстановки слов в словаре, правило упорядочения слов в обратном словаре; • понятие «дерево» и связанные с ним понятия: следующие элементы, предыдущий элемент, дети и родители; листья, уровни, последовательности из дерева; • основные понятия, касающиеся игр с полной информацией: правила игры, ход игры, позиция игры, результат игры: выигрыш, проигрыш, ничья, выигрышная и проигрышная позиции, выигрышная стратегия, равновесная (симметричная) выигрышная стратегия; • понятие «шифрование» и связанные с ним понятия: код, шифр, шифровальная таблица, расшифровка; • предусмотренные курсом общие сведения об исполнителях и алгоритмах. • предусмотренные курсом общие сведения об информационных процессах в биологии. Учащиеся должны уметь: • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам; • самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию; • определять одинаковость и различность базисных объектов (бусин, фигурок, букв, цифр, многоугольников на сетке); • определять одинаковость и различность базисных структур курса (множеств, последовательностей); • использовать имя объекта и различать имя объекта и его значения; • выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, выделение части, построение всех подмножеств; • использовать понятия, связанные с порядком следования членов последовательности: «следующий», «предыдущий», «перед каждым», «после каждого», «третий после», «второй перед» и др.; • определять значения истинности утверждения для данного объекта; • строить последовательности, удовлетворяющие некоторому набору условий, в том числе индуктивному описанию; • находить площадь любого многоугольника на сетке; • строить дерево по его описанию, в том числе дерево вычисления значения выражения, дерево классификации, дерево перебора вариантов, дерево перебора подмножеств и др.; • использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного множества; • сортировать и упорядочивать объекты по различным признакам, располагать слова в лексикографическом (словарном) порядке, в порядке обратного словаря; • использовать различные методы сортировки, включая алгоритм сортировки слиянием, для сортировки чисел и слов по различным правилам; • использовать метод половинного деления для решения предметных и практических задач; • строить и использовать выигрышные стратегии в простых играх с полной информацией, в том числе симметричные выигрышные стратегии; • использовать метод разбиения задачи на подзадачи, в том числе для организации ее дальнейшего коллективного решения; • составлять систему команд формального исполнителя для решения поставленной задачи (простые случаи); • составлять, выполнять и анализировать простые линейные алгоритмы для исполнителей Водолей, Перевозчик, Удвоитель, Робот, Кузнечик и др. — в тетради и в среде Кумир на компьютере; • составлять, выполнять и анализировать алгоритмы, включающие вспомогательные алгоритмы, цикл «N раз», цикл «пока» для исполнителей Водолей, Удвоитель, Робот, Кузнечик и др. — в тетради и в среде Кумир на компьютере; • использовать в алгоритмах простые и составные условия, составленные при помощи слов «и», «или», «не»; строить, выполнять и анализировать алгоритмы, включающие конструкции «если», «если — то» с простыми и составными условиями для исполнителей Водолей, Робот, Кузнечик и др. — в тетради и в среде КуМир на компьютере; • оценивать возможность выполнения исполнителем заданного алгоритма или совокупности алгоритмов в заданной обстановке из заданной начальной позиции; • с использованием компьютера: создавать и оформлять тексты в текстовом редакторе, создавать презентации, создавать мультипликации (работая в группе), редактировать и монтировать аудио- и видеоматериалы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п 1. 2. Наименование разделов и тем программы Элементы Многоугольники на сетке Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1521d2 Библиотека ЦОК 3 https://m.edsoo.ru/8a1523ee 3. Множество Библиотека ЦОК 4 https://m.edsoo.ru/8a152826 4. Последовательность 2 5. Утверждения 2 6. Дерево 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152cfe 7. Составление маршрутов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1521d2 Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/8a1523ee 8. Исполнители Библиотека ЦОК 7 https://m.edsoo.ru/8a152826 9. Алгоритм 2 10. Компьютерные проекты 5 11. Повторение, резерв учителя Итого 3 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152cfe 6 КЛАСС № п/п 1. Наименование разделов и тем программы Сортировка Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1521d2 2. Дерево 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1523ee 3. Игры 6 4. Исполнители и алгоритмы 10 5. Шифрование (биоинформатика) 3 6. 7. Компьютерный проект Повторение, резерв учителя Итого Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152826 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152cfe 2 4 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Дата проведения № п/п 1. 1 2. 2 Кол-во часов Тема урока Техника безопасности на уроке информатике. Элементы. Одинаковые элементы. Имена. Многоугольники на сетке. 3. 3-4 Множество. 1 05.09 https://zn anio.ru/media/pr- 1 12.09 poisk- informatsii-poklyuchevym- slovams- ispolzovaniemrazlichnyhpoiskovyh- sistem2767509 2 19.09 26.09 https://easyen. ru/load/inform atika/5_klass/u rok_2 4. 5-6 Одинаковые (равные) 2 множества. Подмножество. Все разные. 5. 7 Проект «Собираем рецепты и 1 готовим из яблок» 6. 8 Последовательность. 1 Одинаковые последовательности. 03.10 10.10 24.10 https://easyen. ru/load/inform atika/5_klass/u rok_2 07.11 https://urok.1c.ru/ Истинные и ложные утверждения. 2 8. 11 Проект «Наблюдаем за осенней природой» . Члены последовательности. Когда утверждения не имеют смысла. Утверждения о каждом элементе. Проект «МультиПравила дорожного движения» . 1 21.11 1 28.11 1 05.12 1 12.12 12. 15 Площадь многоугольника. 1 19.12 13. 16 Площадь прямоугольного треугольника на сетке. Контрольная работа 1. 1 26.12 1 09.01 2 16.01 10. 13 11. 14 14. 17 15. 18- Пересечение и объединение 19 множеств. https://educont.ru/ 17.10 7. 910 9. 12 Электронные образовательные ресурсы 14.11 23.01 https://youtu.be/ gbhyh8jkE7k https://educont.ru/ https://youtu.be/ gbhyh8jkE7k Дерево последовательность из дерева. Родители и дети. Проект «Арбатские переулки» (бескомпьютерный). Исполнитель. Компьютерный практикум — Водолей. Исполнитель Перевозчик. Программа. Исполнитель Удвоитель. 1 30.01 https://urok.1c.ru/ 1 06.02 https://urok.1c.ru/ 1 13.02 1 20.02 1 27.02 Исполнитель Кузнечик. Состояние исполнителя. 22. 26- Исполнитель Робот. Прямое и 27 программное управление. 1 05.03 2 12.03 23. 28- Алгоритм. Ошибки в 29 алгоритмах. 2 16. 20 17. 21 18. 22 19. 23 20. 24 21. 25 24. 30 Контрольная работа 2. 25. 31- Выравнивание, решение 32 необязательных и трудных задач. 26. 33- Проект «Забавное 34 стихотворение» (бескомпьютерный). Итоговый контроль. ИТОГО: https://urok.1c.ru/ https://urok.1c.ru/ 19.03 02.04 09.04 1 https://educont.ru/ 16.04 2 23.04 07.05 2 14.05 21.05 34 https://educont.ru/ https://urok.1c.ru/ 6 класс Дата проведения № п/п Кол-во часов Тема урока 1. 1-2 Техника безопасности на уроке 2 информатике. Сортировка: упорядочение и классификация. 2. 3 Дерево сортировки. 1 4-5 Словари. Проект «Словари». 2 3. 6 4. 7 Проект «Сортировки». Проект «С видеокамерой руках...» 1 в 1 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 2 6. 10- Вспомогательный алгоритм. 11 2 Дерево перебора вариантов. Дерево перебора подмножеств. Поиск кратчайшего пути. Алгоритмы: цикл «N раз». Контрольная работа 1. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. 12. 18- Игры с полной информацией. 19 Дерево игры. 13. 20- Команды-запросы Робота. 21 Условие. 2 14. 22- Выигрышная стратегия. 23 Выигрышные и проигрышные позиции. 15. 24 Выигрышные стратегии. 16. 25 Цикл «пока». Свойства цикла «пока». Составление алгоритма с циклом «пока». 17. 26 Равновесные выигрышные стратегии. 2 14.02 21.02 1 1 28.02 06.02 1 13.02 18. 27 Составные условия: слова «и», «или», «не». https://urok.1c.ru/ https://urok.1c.ru/ https://educont.ru/ 5. 8-9 Исполнители и алгоритмы. 7. 1213 8. 14 9. 15 10. 16 11. 17 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 1 2 2 25.10 08.11 15.11 22.11 https://educont.ru/ 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 10.01 https://urok.1c.ru/ 17.01 24.01 31.01 07.02 https://educont.ru/ https://urok.1c.ru/ https://urok.1c.ru/ https://educont.ru/ 1 20.02 https://educont.ru/ 19. 28- Биоинформатика. Белки и 29 ДНК. Почему дети похожи на родителей? Шифрование. 20. 30 Биоинформатика. Как кодируются белки. 21. 31 22. 32 23. 33 24. 34 Автомат-сортировщик. Метод половинного деления. Биоинформатика. Как изучают белки. Сравнение белков. Превращение слов. Контрольная работа 2. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. ИТОГО: 2 03.04 10.04 1 17.04 https://urok.1c.ru/ https://educont.ru/ 1 24.04 1 08.05 https://urok.1c.ru/ 1 1 15.05 22.05 https://urok.1c.ru/ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • учебник «Информатика. 5 класс»; А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко • учебник «Информатика. 6 класс»; А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко • Компьютерный практикум на базе системы КуМир; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • учебник «Информатика. 5 класс»; А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко • учебник «Информатика. 6 класс»; А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко • тетрадь проектов «Информатика. 5 класс»; • тетрадь проектов «Информатика. 6 класс»; • методическое пособие для учителя «Информатика. 5 класс»; • методическое пособие для учителя «Информатика. 6 класс»; • Компьютерный практикум на базе системы КуМир; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1521d2