Ростовская область Кашарский район х.Талловеров Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике 2023-2024 учебный год Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс Количество часов: 34ч (1ч в неделю) Учитель: Никулина Елена Валерьевна Категория: высшая квалификационная Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Босовой Л.Л. // Сборник программ по информатике ФГОС «Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы.» Л.Л. Босова. А.Ю.Босова. Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2020.// ФГОС Учебник для 8 класса: Информатика/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова-4-е изд., - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021г. ФГОС I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 8 КЛАСС Ученик научится: • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; • оперировать единицами измерения количества информации; • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; Ученик сможет научиться: • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; • знать и определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; • оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; • как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; • уметь решать логические задачи с использованием таблиц истинности; • решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно); 2 • термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; • записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов. • линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. • алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; • правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. • называть функции и характеристики основных устройств компьютера; 3 • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; • оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Математические основы информатики (12 часов) Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов) Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Тема 3. Начала программирования (11 часов) Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Практическая деятельность: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; 5 • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • строить таблицы истинности для логических выражений; • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм. • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. Повторение – 2ч. 6 III. № ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Кол-во часов Тема урока Дата проведения урока план факт Тема 1. Математические основы информатики (12 часов) ТБ. Общие сведения о системах 1 счисления 2. Двоичная система счисления. 1 Двоичная арифметика 3. Восьмеричная и 1 шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления 4. Правило перевода целых 1 десятичных чисел в систему счисления с основанием q 5. Представление целых чисел 1 6. Представление вещественных 1 чисел 7. Высказывание. Логические 1. операции. 8. Построение таблиц истинности для 1 логических выражений 9. Свойства логических операций. 1 II четверть 10. Решение логических задач 1 11. Логические элементы 1 12. Контрольная работа по теме 1 «Математические основы информатики». Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов) 13. Алгоритмы и исполнители (НРЭО) 1 14. Способы записи алгоритмов 1 15. Объекты алгоритмов 1 16. Алгоритмическая конструкция 1 следование III четверть 17. Алгоритмическая конструкция 1 ветвление. Полная форма ветвления 1. 7 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 Неполная форма ветвления 1 Алгоритмическая конструкция. 1 Повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы 20. Цикл с заданным условием 1 окончания работы 21. Цикл с заданным числом 1 повторений 22. Контрольная работа по теме 1 «Основы алгоритмизации». Тема 3. Начала программирования (11 часов) 23. Общие сведения о языке 1 программирования Паскаль 24. Организация ввода и вывода 1 данных 25. Программирование линейных 1 алгоритмов 26. Условный оператор. 1 IV четверть 27. Составной оператор. 1 Многообразие способов записи ветвлений. 28. Программирование 1 разветвляющихся алгоритмов. 29. Программирование циклов с 1 заданным условием продолжения работы. 30. Программирование циклов с 1 заданным условием окончания работы. 31. Программирование циклов с 1 заданным числом повторений. 32. Различные варианты 1 программирования циклического алгоритма. 33. Контрольная работа по теме 1 «Начала программирования». 34 Итоговое повторение . 1 18. 19. 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 29.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на изучение в 8 классе выделен 1ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в 2024году» произошло уплотнение учебного материала до 34 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса. 8 9