рабочая программа по информатике 8 класс

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике
2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов: 34ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Елена Валерьевна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе примерной программы основного общего
образования по информатике и авторской программы Босовой Л.Л. // Сборник программ
по информатике ФГОС
«Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы.» Л.Л. Босова. А.Ю.Босова.
Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2020.// ФГОС
Учебник для 8 класса: Информатика/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова-4-е изд., - М. БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2021г. ФГОС

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» 8 КЛАСС
Ученик научится:
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах
кодирования;
•

оперировать единицами измерения количества информации;

• оценивать количественные параметры информационных объектов и
процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время
передачи информации и др.);
•

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

• составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Ученик сможет научиться:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
• знать и определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;
• оценивать информационный объём сообщения, записанного символами
произвольного алфавита
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
• как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным
кодированием текстов, графических изображений, звука;
•

уметь решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

• решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций
• понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у
них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность,
понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление»,
«цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или
иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на
алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
2

• термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые
средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых
исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
• записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки
символов.
•

линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

•

алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

• правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром
или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших
циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
• разрабатывать и записывать на языке программирования короткие
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для
формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для
формального исполнителя с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• уметь разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
•

называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
3

• описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;
• систематизировать знания о принципах организации файловой системы,
основных возможностях графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;
• систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных
технологий;
• оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
• сформировать понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Математические основы информатики (12 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в
них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в
десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения,
операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных
исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания
последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных.
Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа
– запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и
программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой
условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с
величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений
при заданных начальных данных с использованием промежуточных
результатов.

Тема 3. Начала программирования (11 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль:
структура программы; правила представления данных; правила записи
основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде
программирования Паскаль.
Практическая деятельность:
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

5

• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными
числами;
•

строить таблицы истинности для логических выражений;

•

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

•

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
•

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

• составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным
исполнителем;
•

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их
значения;
• строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием
основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление
арифметических, строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления
(решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том
числе с использованием логических операций;
•

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

Повторение – 2ч.

6

III.

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Кол-во
часов

Тема урока

Дата проведения
урока
план
факт

Тема 1. Математические основы информатики (12 часов)
ТБ. Общие сведения о системах
1
счисления
2.
Двоичная система счисления.
1
Двоичная арифметика
3.
Восьмеричная и
1
шестнадцатеричные системы
счисления. Компьютерные
системы счисления
4.
Правило перевода целых
1
десятичных чисел в систему
счисления с основанием q
5.
Представление целых чисел
1
6.
Представление вещественных
1
чисел
7.
Высказывание. Логические
1.
операции.
8.
Построение таблиц истинности для 1
логических выражений
9.
Свойства логических операций.
1
II четверть
10. Решение логических задач
1
11. Логические элементы
1
12. Контрольная работа по теме
1
«Математические основы
информатики».
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)
13. Алгоритмы и исполнители (НРЭО) 1
14. Способы записи алгоритмов
1
15. Объекты алгоритмов
1
16. Алгоритмическая конструкция
1
следование
III четверть
17. Алгоритмическая конструкция
1
ветвление. Полная форма
ветвления
1.

7

07.09
14.09
21.09

28.09

05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11

07.12
14.12
21.12
28.12

11.01

Неполная форма ветвления
1
Алгоритмическая конструкция.
1
Повторение. Цикл с заданным
условием продолжения работы
20. Цикл с заданным условием
1
окончания работы
21. Цикл с заданным числом
1
повторений
22. Контрольная работа по теме
1
«Основы алгоритмизации».
Тема 3. Начала программирования (11 часов)
23. Общие сведения о языке
1
программирования Паскаль
24. Организация ввода и вывода
1
данных
25. Программирование линейных
1
алгоритмов
26. Условный оператор.
1
IV четверть
27. Составной оператор.
1
Многообразие способов записи
ветвлений.
28. Программирование
1
разветвляющихся алгоритмов.
29. Программирование циклов с
1
заданным условием продолжения
работы.
30. Программирование циклов с
1
заданным условием окончания
работы.
31. Программирование циклов с
1
заданным числом повторений.
32. Различные варианты
1
программирования циклического
алгоритма.
33. Контрольная работа по теме
1
«Начала программирования».
34 Итоговое повторение .
1
18.
19.

18.01
25.01

01.02
08.02
15.02

22.02
29.02
07.03
14.03
21.03

04.04
11.04

18.04

25.04
02.05

16.05
23.05

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на
изучение в 8 классе выделен 1ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными
днями «О переносе выходных дней в 2024году» произошло уплотнение учебного материала до 34 учебных
часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».