Рабочая программа по технологии 3, 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по технологии является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как
важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном)
мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах
и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и
профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей
технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования
полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности
посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания
ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных
единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
1.
Технологии, профессии и производства.
2

2.
Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном,
технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным
материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими
доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
3.
Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной
организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и
текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической
базы образовательной организации).
4.
Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами
проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными
предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение
форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств
художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и
дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный
источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии – 135 часов: в 1 классе – 33
часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие
предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров,
материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном
ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных
законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая
геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для
технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей
(руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий,
сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например,
аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие),
называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных
изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий,
цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка
деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых
дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий
шилом.
4

Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых
материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка
(крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и
отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных
изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным,
декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей
набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств,
бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов,
соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию
трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой
человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники
информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания,
персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами,
Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на
вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных
признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически
представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;

5

классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации
для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных
и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать
план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по результатам работы,
устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым
качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за
общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии
технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с
определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как
универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
другие).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие).

6

Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние
современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду,
способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и
уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного
замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение
учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным
условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание
синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с
дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей,
сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных
инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей
(натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн
одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым
лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её варианты
(«тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки
петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных
строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее
знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в
сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и
доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота.
Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма
7

действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции
робота. Презентация робота.
Информационно-коммуникативные технологии
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной
преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск
дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в
программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на
вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и
по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических операций,
подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить
необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с
учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и
второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными
источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных
и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
8

Коммуникативные универсальные учебные действия
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою
точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской
Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с
разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого
человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять её в
соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами
прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности,
при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли,
выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное
сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и
пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и
пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений.

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению
окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире,
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным
традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические
чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов
природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность,
аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление
толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного),
использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
10

осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных
признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по
изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой
деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов
природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других
доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации
для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных
и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать
объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных
задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других
информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративноприкладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие
тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
11

Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе:
обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и
подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять
выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для
защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по технологии:
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный
материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного
искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и
распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и
синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с
новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при
изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических
объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их при
решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по
заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения обучающихся);
12

понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и
обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для
поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных
заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе
полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по технологии:
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и
творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках
изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с
опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например,
плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в
зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными
ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды
технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять
по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции
изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением
функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские
задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно
представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи
для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в
распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.
13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Повторение и обобщение пройденного во втором классе

1

http://tehnologiya.narod.ru/raznoe/raznoe.htm

2

Информационно-коммуникативные технологии

3

http://igrushka.kz/katnew/sprav2.php

3

Способы получения объемных рельефных форм и
изображений (технология обработки пластических масс,
креповой бумаги

4

https://stranamasterov.ru/node/1156276?tid=451

4

Способы получения объемных рельефных форм и
изображений Фольга. Технология обработки фольги

1

http://pedsovet.su/_ld/412/41288_Urok_truda1_kl.rar

5

Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его
строение свойства, сферы использования

1

http://tehnologiya.narod.ru/gallereya/gallereya.htm

6

Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж
развертки

6

https://stranamasterov.ru/node/1156276?tid=451

7

Технологии обработки текстильных материалов

4

http://pedsovet.su/_ld/447/44745_Nou.zip

8

Пришивание пуговиц. Ремонт одежды

3

9

Современные производства и профессии

4

https://infourok.ru/videouroki/3876

10

Подвижное и неподвижное соединение деталей из
деталей наборов типа «Конструктор». Конструирование
изделий из разных материалов

6

http://pedsovet.su/_ld/423/42384____.zip

11

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

14

2. http://fcior.edu.ru/card/26794/uhod-zaodezhdoy-iz-raznyh-tkaney.html

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1

Повторение и обобщение изученного в третьем классе

1

http://tehnologiya.narod.ru/raznoe/raznoe.htm

2

Информационно-коммуникативные технологии

3

https://infourok.ru/videouroki/3876

3

Конструирование робототехнических моделей

5

http://www.ipo.spb.ru/journal/

4

Конструирование сложных изделий из бумаги и картона

5

http://igrushka.kz/katnew/museumkat2.php

5

Конструирование объемных изделий из разверток

3

https://stranamasterov.ru/node/1156276?tid=451

6

Интерьеры разных времен. Декор интерьера

3

7

Синтетические материалы

5

http://pedsovet.su/_ld/178/17897_torcevanie_na_p.zip

8

История одежды и текстильных материалов

5

http://fcior.edu.ru/card/9449/derevo-ornamentovdlya-uglublennogo-obucheniya.htm

9

Подвижные способы соединения деталей усложненных
конструкций

3

http://pedsovet.su/_ld/511/51184_51184-4_.zip

10

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

15

http://fcior.edu.ru/card/14879/istoricheskie-stiliintererov-prakticheskaya-rabota.html

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
Дата
часов
изучения
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Повторение и обобщение пройденного во втором
классе

1

01.09.2023

http://tehnologiya.narod.ru/raznoe/raznoe.htm

2

Знакомимся с компьютером. Назначение,
основные устройства

1

08.09.2023

http://pedsovet.su/_ld/504/50484_Attachments_iri
.zip

3

Компьютер – твой помощник. Запоминающие
устройства – носители информации

1

15.09.2023

http://pedsovet.su/_ld/448/44865_qFD.zip

4

Работа с текстовой программой

1

22.09.2023

https://infourok.ru/videouroki/3874

5

Как работает скульптор. Скульптуры разных
времен и народов

1

29.09.2023

https://stranamasterov.ru/technics

6

Рельеф. Придание поверхности фактуры и объема

1

06.10.2023

http://pedsovet.su/_ld/412/41288_Urok_truda1_kl.rar практический
http://pedsovet.su/_ld/178/17897_torcevanie_na_
p.zip схемы https://stranamasterov.ru/technics

7

Как работает художник-декоратор. Материалы
художника, художественные технологии

1

13.10.2023

http://fcior.edu.ru/download/20986/arhitektura-iinterer-antichnosti.html

8

Свойства креповой бумаги. Способы получение
объемных форм

1

20.10.2023

http://school-collection.ivedu.ru/catalog/res/4ee22818-89d9-4439-8db723b520c9a303/?from=f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e1fceb19c680f interface=pupil class=42
subject=36

9

Способы получения объемных рельефных форм и
изображений Фольга. Технология обработки
фольги

1

27.10.2023

https://stranamasterov.ru/node/1156276?tid=451

10

Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его

1

10.11.2023

http://pedsovet.su/_ld/475/47582___.ppt

16

строение свойства, сферы использования

11

Плоские и объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Рицовка

1

17.11.2023

http://school-collection.ivedu.ru/catalog/res/27ccab42-1a35-4c5d-aca003b564688a4d/?from=7ae3d7e5-0a01-01800169-68c4d63aac53 interface=pupil class=43
subject=36

12

Плоские и объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Рицовка

1

24.11.2023

http://pedsovet.su/_ld/313/31377__---.zip

13

Развертка коробки с крышкой

1

01.12.2023

http://fcior.edu.ru/download/26786/izgotovleniesnezhinki-iz-bumagi.html

14

[Оклеивание деталей коробки с крышкой]]

1

08.12.2023

http://fcior.edu.ru/card/26659/sozdanie-shkatulki-sukrasheniem-iz-bumazhnyh-lent.html

15

Конструирование сложных разверток

1

15.12.2023

http://fcior.edu.ru/card/26807/sozdanie-otkrytkiiz-bumazhnyh-lent.html

16

Конструирование сложных разверток

1

22.12.2023

http://fcior.edu.ru/card/26807/sozdanie-otkrytkiiz-bumazhnyh-lent.html

17

Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая).
Узелковое закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

29.12.2023

http://igrushka.kz/katnew/rukod2.php

18

Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая).
Узелковое закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

12.01.2024

http://pedsovet.su/_ld/186/18687_E74.zip

19

Строчка петельного стежка и ее варианты.
Изготовление многодетального швейного изделия

1

19.01.2024

http://alsenik.chat.ru/Alla/frames.htm

20

Строчка петельного стежка и ее варианты.
Изготовление многодетального швейного изделия

1

26.01.2024

21

Пришивание пуговиц. Ремонт одежды

1

02.02.2024

http://pedsovet.su/_ld/447/44745_Nou.zip

22

Конструирование и изготовление изделия (из
нетканого полотна) с отделкой пуговицей

1

09.02.2024

http://pedsovet.su/_ld/391/39125_______.zip

17

http://fcior.edu.ru/card/14924/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-prakticheskaya-rabota.html -

23

Проект. Коллективное дидактическое пособие для
обучения счету (с застежками на пуговицы)

24

История швейной машины. Способ изготовления
изделий из тонкого трикотажа стяжкой

25

История швейной машины. Способ изготовления
изделий из тонкого трикотажа стяжкой

26

Пришивание бусины на швейное изделие

16.02.2024

http://fcior.edu.ru/download/14924/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-prakticheskaya-rabota.html

1

01.03.2024

http://fcior.edu.ru/card/7336/proizvodstvoshveynyh-mashin-v-rossii-dlya-uglublennogoobucheniya.htm

1

http://fcior.edu.ru/card/9559/istoriya-sozdaniyashveynoy-mashiny-dlya-uglublennogo15.03.2024
obucheniya.html

1

http://fcior.edu.ru/card/9609/ornament-vdekorativno-prikladnom-iskusstve-prakticheskaya22.03.2024
tvorcheskaya-rabota-3.html

1

27

Пришивание бусины на швейное изделие

1

http://fcior.edu.ru/card/13236/ornament-v05.04.2024 dekorativno-prikladnom-iskusstve-prakticheskayatvorcheskaya-rabota-4.html

28

Подвижное и неподвижное соединение деталей из
деталей наборов типа «Конструктор»

1

12.04.2024

https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1353
%2C451

29

Проект «Военная техника»

1

19.04.2024

http://pedsovet.su/_ld/511/51184_51184-4_.zip

30

Конструирование макета робота

1

26.04.2024

http://school-collection.ivedu.ru/catalog/res/7ae367b9-0a01-0180-012ddfe4e3b1ebce/?from=7ae3d7e5-0a01-0180-016968c4d63aac53 interface=pupil class[]=42
class[]=44 class[]=45 subject=36

31

Конструирование игрушки-марионетки

1

03.05.2024

http://pedsovet.su/_ld/423/42384____.zip

32

Конструирование игрушки из носка или перчатки

1

17.05.2024

https://pandia.ru/text/80/160/24751.php;

33

Административный контрольный тест (годовой)

1

24.05.2024

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

18

4 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
Дата
часов
изучения
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Повторение и обобщение изученного в третьем
классе

1

01.09.2023

http://tehnologiya.narod.ru/raznoe/raznoe.htm

2

Информация. Интернет

1

08.09.2023

https://infourok.ru/videouroki/3874

3

Графический редактор

1

15.09.2023

http://pedsovet.su/_ld/448/44865_qFD.zip

4

Проектное задание по истории развития техники

1

22.09.2023

http://fb.ru/article/2879/istoriya-razvitiya-evmosnovnyie-vehi

5

Робототехника. Виды роботов

1

29.09.2023

https://www.nightpanther.com/index.php?option=
comcontent view=article id=146:green-fieldsipg
catid=25:vektor-clipart ltemid=55

6

Конструирование робота. Преобразование
конструкции робота

1

06.10.2023

http://fb.ru/article/2879/istoriya-razvitiya-evmosnovnyie-vehi

7

Электронные устройства. Контроллер, двигатель

1

13.10.2023

http://pedsovet.su/_ld/448/44865_qFD.zip

8

Программирование робота

1

20.10.2023

http://www.ipo.spb.ru/journal/

9

Испытания и презентация робота

1

27.10.2023

10

Конструирование сложной открытки

1

10.11.2023

http://igrushka.kz/katnew/museumkat2.php

11

Конструирование папки-футляра

1

17.11.2023

https://pandia.ru/text/80/160/24751.php;

12

Конструирование альбома (например, альбом
класса)

1

24.11.2023

http://pedsovet.su/_ld/186/18687_E74.zip

13

Конструирование объемного изделия военной
тематики

1

01.12.2023

https://stranamasterov.ru/node/1156276?tid=451

14

Конструирование объемного изделия – подарок
женщине, девочке

1

08.12.2023

http://pedsovet.su

15

Изменение форм деталей объемных изделий.
Изменение размеров деталей развертки

1

15.12.2023

http://pedsovet.su

19

(упаковки)
16

Построение развертки с помощью линейки и
циркуля (пирамида)

1

22.12.2023

17

Развертка многогранной пирамиды циркулем

1

29.12.2023

18

Декор интерьера. Художественная техника
декупаж

1

12.01.2024

http://fcior.edu.ru/card/14879/istoricheskie-stiliintererov-prakticheskaya-rabota.html

19

Природные мотивы в декоре интерьера

1

19.01.2024

http://fcior.edu.ru/card/21176/osobennosti-stilyahay-tek-v-interere.html

20

Конструирование объемных геометрических
конструкций из разных материалов

1

26.01.2024

https://stranamasterov.ru/technics

21

Конструирование и моделирование изделий из
различных материалов. Подвижное соединение
деталей на проволоку (толстую нитку)

1

02.02.2024

http://pedsovet.su/_ld/412/41288_Urok_truda1_kl.rar

22

Полимеры. Виды полимерных материалов, их
свойства

1

09.02.2024

http://pedsovet.su/_ld/178/17897_torcevanie_na_
p.zip

23

Технология обработки полимерных материалов
(на выбор, например)

1

16.02.2024

http://fcior.edu.ru/download/26734/izgotovleniepanno-ogorodnoe-pugalo-iz-solyonogo-testa.html

24

Конструирование сложных форм из пластиковых
трубочек

1

01.03.2024

25

Синтетические ткани. Их свойства

1

26

Мода, одежда и ткани разных времен. Ткани
натурального и искусственного происхождения

1

http://fcior.edu.ru/card/21152/naturalnye22.03.2024 tekstilnye-volokna.html

27

Способ драпировки тканей. Исторический
костюм

1

05.04.2024 prazdnichnyy-nacionalnyy-kostyum-

Одежда народов России. Составные части
костюмов и платьев, их конструктивные и

1

28

15.03.2024

http://fcior.edu.ru/card/26654/sozdanie-otkrytkicvety-iz-bumazhnyh-lent.html
http://fcior.edu.ru/download/26786/izgotovleniesnezhinki-iz-bumagi.html

http://fcior.edu.ru/card/8804/narodnye-promyslyhudozhestvennaya-keramika-farfor-fayans.html
http://fcior.edu.ru/card/21066/proizvodstvo-iotdelka-tkani-praktika.html

http://fcior.edu.ru/card/26769/russkiyprakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.html

12.04.2024
20

http://fcior.edu.ru/download/14924/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-prakticheskaya-rabota.html

декоративные особенности
29

Строчка крестообразного стежка. Строчка
петлеобразного стежка. Аксессуары в одежде

1

19.04.2024

http://fcior.edu.ru/card/3800/vidy-perepleteniypraktika-2.html

30

Строчка крестообразного стежка. Строчка
петлеобразного стежка.Аксессуары в одежде

1

26.04.2024

http://fcior.edu.ru/card/21066/proizvodstvo-iotdelka-tkani-praktika.html

31

Конструкция «пружина» из полос картона или
металлических деталей наборов типа
«Конструктор»

1

03.05.2024

https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1353
%2C451

32

Административный контрольный тест (годовой)

1

17.05.2024

http://pedsovet.su/_ld/178/17897_torcevanie_na_
p.zip

33

Качающиеся конструкции

1

24.05.2024

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебник Технология, 3,4 классы/Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2021
Рабочая тетрадь Технология, 3,4 классы/Лутцева Е.А., Зуева Т.П.,2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3,4 классы. Е. А. Лутцева,
Т.П. Зуева. - "Просвещение"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://pedsovet.su
https://uchi.ru/
https://educont.ru/
http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».