ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть – целое», «больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события); обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации; становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося: понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения). 2 На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение математики отводится 540 часов: в 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю), во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». 3 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел. Масса (единица массы – грамм), соотношение между килограммом и граммом, отношения «тяжелее – легче на…», «тяжелее – легче в…». Стоимость (единицы – рубль, копейка), установление отношения «дороже – дешевле на…», «дороже – дешевле в…». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. Время (единица времени – секунда), установление отношения «быстрее – медленнее на…», «быстрее – медленнее в…». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. Длина (единицы длины – миллиметр, километр), соотношение между величинами в пределах тысячи. Сравнение объектов по длине. Площадь (единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Сравнение объектов по площади. Арифметические действия Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками или без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Однородные величины: сложение и вычитание. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений («больше – меньше на…», «больше – меньше в…»), зависимостей («купля-продажа», расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации. Сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. 4 Пространственные отношения и геометрические фигуры Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Математическая информация Классификация объектов по двум признакам. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов), внесение данных в таблицу, дополнение чертежа данными. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах). Изучение математики в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры); выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические фигуры; классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку; прикидывать размеры фигуры, её элементов; понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче; различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления; выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма); соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации; составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу; моделировать предложенную практическую ситуацию; устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных универсальных учебных действий: читать информацию, представленную в разных формах; 5 конструировать утверждения, проверять их истинность; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме; заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертёж; устанавливать соответствие между различными записями решения задачи; использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия). У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; строить речевые высказывания для решения задач, составлять текстовую задачу; объяснять на примерах отношения «больше – меньше на…», «больше – меньше в…», «равно»; использовать математическую символику для составления числовых выражений; выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления. У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами; выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления, проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения, определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время); договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя или подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе; выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы. 4 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. Единицы массы (центнер, тонна)и соотношения между ними. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношения между ними. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду). Соотношение между единицами в пределах 100 000. 6 Доля величины времени, массы, длины. Арифметические действия Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное (двузначное) число в пределах 100 000. Деление с остатком. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. Умножение и деление величины на однозначное число. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия: анализ, представление на модели, планирование и запись решения, проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. Пространственные отношения и геометрические фигуры Наглядные представления о симметрии. Окружность, круг: распознавание и изображение. Построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Различение, называние пространственных геометрических фигур (тел): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников или квадратов. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух – трёх прямоугольников (квадратов). Математическая информация Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности. Составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, Интернете. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельное. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на обучающихся начального общего образования). Алгоритмы решения изученных учебных и практических задач. Изучение математики в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. 7 У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях; сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения; выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов); обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире; конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром); классифицировать объекты по 1–2 выбранным признакам; составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость (измерительные сосуды). У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных универсальных учебных действий: представлять информацию в разных формах; извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме; использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях контролируемого выхода). У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической задачи; приводить примеры и контрпримеры для подтверждения или опровержения вывода, гипотезы; конструировать, читать числовое выражение; описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии; характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин; составлять инструкцию, записывать рассуждение; инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении. У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения; самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений; находить, исправлять, прогнозировать ошибки и трудности в решении учебной задачи. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа; 8 договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и покупки, приближённая оценка расстояний и временных интервалов, взвешивание, измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»); применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; 9 приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). Работа с информацией: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. Самоконтроль (рефлексия): осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; 10 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно); выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину (массу, время), выполнять прикидку и оценку результата измерений, определять продолжительность события; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на или в»; называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями; использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; 11 сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (однодвухшаговые), в том числе с использованием изученных связок; классифицировать объекты по одному-двум признакам; извлекать, использовать информацию, представленную на простейших диаграммах, в таблицах (например, расписание, режим работы), на предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка), а также структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы; составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму; сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); выбирать верное решение математической задачи. К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора; находить долю величины, величину по её доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость); использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час); использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путём, между производительностью, временем и объёмом работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), вместимость с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата измерений; решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные 12 вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию; решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить различные способы решения; различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса; различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двухтрёх прямоугольников (квадратов); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрёхшаговые); классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам; извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную на простейших столбчатых диаграммах, в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счёт, меню, прайс-лист, объявление); заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях, дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; составлять модель текстовой задачи, числовое выражение; выбирать рациональное решение задачи, находить все верные решения из предложенных. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и величины 1.1 Числа 14 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 1.2 Величины 11 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Итого по разделу 25 Раздел 2. Арифметические действия 2.1 Вычисления 50 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 2.2 Числовые выражения 11 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Итого по разделу 61 Раздел 3. Текстовые задачи 3.1 Работа с текстовой задачей 20 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 3.2 Решение задач 17 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Итого по разделу 37 Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры 4.1 Геометрические фигуры 11 14 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Геометрические величины 4.2 16 Итого по разделу [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 27 Раздел 5. Математическая информация Математическая информация 5.1 14 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Итого по разделу 14 Повторение пройденного материала 6 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) 8 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и величины 1.1 Числа 11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 1.2 Величины 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Итого по разделу 23 Раздел 2. Арифметические действия 2.1 Вычисления 25 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 2.2 Числовые выражения 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 15 Итого по разделу 37 Раздел 3. Текстовые задачи 3.1 Решение текстовых задач 20 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 20 Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры 4.1 Геометрические фигуры 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 4.2 Геометрические величины 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Итого по разделу 20 Раздел 5. Математическая информация 5.1 Математическая информация 15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Итого по разделу 15 Повторение пройденного материала 13 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Дата изучения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e15cea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1592a 1 Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит», «все», «и», «некоторые», «каждый» 1 01.09.2023 2 Сравнение математических объектов (общее, различное, уникальное/специфичное) 1 04.09.2023 3 Неизвестный компонент арифметического действия. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия сложения 1 05.09. 2023 4 Нахождение неизвестного компонента арифметического действия вычитания 1 06.09. 2023 5 Входная контрольная работа. 1 07.09. 2023 6 Нахождение неизвестного компонента арифметического действия вычитания 1 08.09. 2023 7 Измерение длины объекта, упорядочение по длине 1 11.09. 2023 8 Изображение фигур – отрезка, прямоугольника, квадрата – с заданными измерениями; обозначение фигур буквами 1 12.09. 2023 9 Проверка правильности вычислений: прикидка и оценка результата 1 13.09. 2023 10 Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление текста на модели 1 14.09. 2023 11 Работа с информацией: чтение информации, представленной в разной форме 1 15-09. 2023 17 http://windows.edu/ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ee40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a3cc https://education.yandex.ru/main Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1628a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e10588 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1628a http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e15ec0 http://www.school.edu.ru 12 Закрепление пройденного материала. Математический диктант.. 1 18.09. 2023 13 Устные вычисления: переместительное свойство умножения 1 19.09. 2023 14 Взаимосвязь арифметических действий: сложения и вычитания, умножения и деления 1 20.09. 2023 https://resh.edu.ru/subject/ 15 Таблица умножения и деления. Чётные и нечётные числа. 1 21.09. 2023 https://resh.edu.ru/subject/ 16 Умножение и деление в пределах 30: таблица умножения и деления 1 22.09. 2023 https://resh.edu.ru/subject/ 17 Умножение и деление в пределах 30: внетабличное выполнение действий. 1 25.09. 2023 http://www.edu.ru 18 Умножение и деление в пределах 30: приемы устных вычислений 1 26.09. 2023 19 Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 30 1 27.09. 2023 https://resh.edu.ru/subject/ 20 Порядок действий в числовом выражении (со скобками) 1 28.09. 2023 https://resh.edu.ru/subject/ 21 Порядок действий в числовом выражении (без скобок) 1 29.09. 2023 22 Таблица умножения: анализ, формулирование закономерностей 1 02.10. 2023 23 Нахождение периметра прямоугольника, квадрата 1 03.10. 2023 24 Нахождение периметра многоугольника. Математический диктант. 1 04.10. 2023 25 Нахождение периметра в заданных единицах длины 1 05.10. 2023 26 Таблицы умножения и деления с числом 4 27 Таблицы умножения и деления с числом 4 1 18 http://nachalka.info Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0b4de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0f034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1338c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1383c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13666 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ade0 06.09. 2023 Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 09.10. 2023 Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 28 Решение задач на нахождение числа, которое в несколько раз больше данного. 1 10.10. 2023 Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 29 Решение задач на нахождение числа, которое в несколько раз меньше данного. 1 11.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 30 Решение задач на нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. 1 12.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 31 Решение задач на нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. 1 13.09. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 32 Таблица умножения и деления с числом 5. 1 16.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 33 Таблица умножения и деления с числом 5. 1 17.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 34 Решение задач на кратное сравнение. 1 18.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 35 Итоговая контрольная работа за I четверть 1 19.10. 2023 36 Работа над ошибками. Задачи на применение смысла арифметических действий сложения, умножения 1 20.09. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 37 Задачи на применение смысла арифметических действий вычитания, деления 1 23.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 38 Умножение и деление с числом 6 1 24.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 39 Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей) 1 25.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 40 Задачи на применение смысла арифметических действий сложения, умножения 1 26.10. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 41 Задачи на применение смысла арифметических действий 1 27.10. 2023 Библиотека ЦОК 19 вычитания, деления https://m.edsoo.ru/c4e129e6 42 Столбчатая диаграмма: чтение 1 07.11. 2023 http://www.school.edu.ru 43 Планирование хода решения задачи арифметическим способом 1 08.11. 2023 https://interneturok.ru/ 44 Умножение и деление с числом 7 1 09.11. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 45 Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка 1 10.11. 2023 46 Задачи на понимание отношений больше или меньше на… 1 13.11. 2023 47 Задачи на понимание отношений больше или меньше в… 1 14.11. 48 Единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр 1 15.112023. 49 Площадь и приемы её нахождения 1 16.11.2023 50 Площадь прямоугольника, квадрата. Математический диктант. 1 17.11. 2023 51 Нахождение площади прямоугольника, квадрата 1 20.11. 2023 52 Контрольная работа по теме «Арифметические действия. Вычисления" 1 21.11. 2023 53 Работа над ошибками. Умножение и деление с числом 8 1 22.11. 2023 54 Закрепление знания таблицы умножения на 8. Решение задач. 1 23.11. 2023 55 Закрепление знания таблицы умножения на 8. Решение задач. 1 24.11. 2023 20 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e173e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e106d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0afb6 https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1158c http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e139fe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13daa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13f6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0b18c Библиотека ЦОК 56 Умножение и деление с числом 9 1 27.11. 2023 57 Составление и разучивание сводной таблицы умножения (таблицы Пифагора). 1 28.11. 2023 58 Периметр и площадь прямоугольника: общее и различное 1 29.11. 2023 59 Конструирование прямоугольника из данных фигур, деление прямоугольника на части 1 30.11. 2023 60 Конструирование многоугольника из данных фигур, деление многоугольника на части 1 01.12. 2023 61 Переход от одних единиц площади к другим 1 04.12. 2023 62 Оценка решения задачи на достоверность и логичность 1 05.12. 2023 63 Нахождение площади в заданных единицах 1 06.12. 2023 64 Выбор верного решения задачи 1 07.12. 2023 https://m.edsoo.ru/c4e1858a 65 Разные приемы записи решения задачи 1 08.12. 2023 https://m.edsoo.ru/c4e1858a 66 Решение задач с геометрическим содержанием 1 11.12. 2023 67 Выбор формы представления информации 1 12.12. 2023 68 Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения 1 13.12. 2023 69 Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением периметра 1 14.12. 2023 http://www.school.edu.ru 70 Арифметические действия с числом 1. Математический 1 15.12. 2023 Библиотека ЦОК 21 https://m.edsoo.ru/c4e0b358 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e131d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e146ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12c66 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12df6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e14ab6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12266 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13daa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e151f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e18ec2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e14c8c диктант. https://m.edsoo.ru/c4e0cdf2 71 Арифметические действия с числом 0 1 18.12. 2023 72 Вычисления с числами 0 и 1 1 19.12. 2023 73 Административная контрольная работа. 1 20.12. 2023 74 Работа над ошибками Переместительное свойство умножения 1 21.12. 2023 75 . Деление нуля на число. 1 22.12. 2023 76 Запись решения задачи по действиям с пояснениями и с помощью числового выражения 1 25.12. 2023 77 Нахождение площади фигуры, составленной из прямоугольников (квадратов) 1 26.12. 2023 78 Доля величины: половина, четверть в практической ситуации, сравнение величин, выраженных долями 1 27.12. 2023 79 Доля величины: сравнение долей одной величины 1 28.12. 2023 80 Задачи на нахождение доли величины 1 29.12. 2023 1 09.01. 2023 81 Окружность. Круг. 82 Диаметр окружности (круга). 1 10.01. 2023 83 Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/ медленнее на/в». 1 11.01. 2023 84 Время (единица времени — секунда); соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической 1 12.01. 2023 22 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0cfc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d18a http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e120e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e148e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12400 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12586 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e126f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e095bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0999a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0999a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08b08 http://www.school.edu.ru ситуации 85 Расчёт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации 1 15.01. 2023 86 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз 1 16.01. 2023 87 Изображение прямоугольника с заданным отношением длин сторон (больше или меньше на, в) 1 17.01. 2023 88 Проверка правильности нахождения периметра, площади прямоугольника 1 18.01. 2023 89 Свойства чисел. Математический диктант. 1 19.01. 2023 90 Умножение круглого числа, на круглое число 1 22.01. 2023 91 Деление круглого числа, на круглое число 1 23.01. 2023 92 Устное умножение суммы на число 1 24.01.2023. 93 Разные способы решения задачи 1 25.01. 2023 94 Умножение и деление двузначного числа на однозначное число 1 26.01. 2023 95 Умножение и деление двузначного числа на однозначное число 1 29.01. 2023 96 Алгоритмы (правила) порядка действий в числовом выражении 1 30.01. 2023 97 Применение устных приёмов вычисления для решения практических задач 1 31.01. 2023 98 Применение устных приёмов вычисления для решения 1 01.02. 2023 23 https://m.edsoo.ru/c4e1858a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08eb4 http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0b8ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0baf6 http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0bcc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e16c6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e16eb0 http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0be8e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0c046 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d5cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d7ac практических задач 99 Деление суммы на число 1 02.02. 2023 100 Внетабличное устное умножение и деление в пределах 100 1 05.02. 2023 101 Внетабличное устное умножение и деление в пределах 100 1 06.02. 2023 102 Нахождение неизвестного компонента арифметического действия умножения (деления) 1 07.02. 2023 103 Проверка результата вычисления: обратное действие, применение алгоритма, оценка достоверности результата 1 08.02. 2023 104 Устное деление двузначного числа на двузначное 1 09.02. 2023 105 Сочетательное свойство умножения. Математический диктант. 1 12.02. 2023 106 Применение переместительного, сочетательного свойства при умножении 1 13.02. 2023 107 Сложение и вычитание однородных величин 1 14.02. 2023 108 Нахождение значения числового выражения (со скобками или без скобок) 1 15.02.. 2023 109 Задачи на расчет времени, количества 1 16.02. 2023 110 Устное деление с остатком; его применение в практических ситуациях 1 19.02. 2023 111 Контрольная работа по разделу "Арифметические действия. Числовые выражения" 1 20.02.. 2023 112 Работа над ошибками. Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком 1 21.02. 2023 24 http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ebc0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ea08 https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1840e http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11884 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0c212 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11064 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11d02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11a00 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e092c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17068 Библиотека ЦОК 113 Задачи на разностное сравнение 1 22.02. 2023 114 Задачи на работу (производительность труда) одного объекта 1 26.02. 2023 http://www.school.edu.ru 115 Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в» 1 27.02.. 2023 https://interneturok.ru/ 116 Алгоритмы (правила) нахождения периметра и площади 1 28.02.. 2023 117 Алгоритмы (правила) построения геометрических фигур 1 29.02.. 2023 118 Закрепление пройденного. Задачи на кратное сравнение 1 01.03. 2023 119 Числа в пределах 1000: чтение, запись. Математический диктант. 1 04.03. 2023 120 Числа в пределах 1000: чтение, запись. 1 05.03. 2023 121 Числа в пределах 1000: чтение, запись. 1 06.03.2023. 122 Числа в пределах 1000: чтение, запись, упорядочивание 1 07.03. 2023 123 Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. 1 11.03. 2023 124 Числа в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых 1 12.03. 2023 125 Числа в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых 1 13.032023 126 Числа в пределах 1000: сравнение 1 14.03. 2023 127 Равенства и неравенства числами: чтение, составление. 1 15.03. 2023 128 Римские цифры 18.03. 2023 25 https://m.edsoo.ru/c4e17220 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e07208 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0820c https://znaika.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e084a0 https://interneturok.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0896e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08658 http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e175ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a1f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e09116 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e09bde Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08eb4 129 Итоговая контрольная работа за III четверть 1 19.03. 2023 130 Работа над ошибками. Столбчатая диаграмма: использование данных для решения учебных и практических задач 1 20.03. 2023 131 Масса (единица массы — грамм) 1 21.03. 2023 132 Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи 1 22.03. 2023 133 Кратное сравнение чисел. 1 01.04. 2023 1 02.04.. 2023 134 Сложение и вычитание с круглым числом https://znaika.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e10d4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11708 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ca46 https://znaika.ru/ 135 Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации 1 03.04. 2023 136 Задачи применения в зависимости от «цена-количествостоимость» 1 04.04. 2023 137 Закрепление изученного. Решение задач. 1 05.04. 2023 138 Приёмы устных вычислений сложения и вычитания в пределах 1000.. 1 08.04. 2023 139 Приёмы устных вычислений сложения и вычитания в пределах 1000.. 1 09.04. 2023 140 Различные способы вычислений сложения и вычитания в пределах 1000.Математический диктант. 1 10.04. 2023 https://znaika.ru/ 141 Письменное сложение в пределах 1000 1 11.04. 2023 https://resh.edu.ru/ 142 Письменное вычитание в пределах 1000 1 12.05. 2023 26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0cc1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d98c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0dd2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0db6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0defa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1043e 143 Письменное вычитание в пределах 1000 1 15.04.2023 144 Контрольная работа по теме "Текстовые задачи" 1 16.04.2023 145 Работа над ошибками. Виды треугольников (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) 1 17.04. 2023 https://resh.edu.ru/ 146 Сложение и вычитание в пределах 1000 1 18.04. 2023 https://resh.edu.ru/ 147 Устное умножение на однозначное число в пределах 1000 1 19.04. 2023 https://znaika.ru/ 148 Устное умножение на однозначное число в пределах 1000 1 22.04. 2023 http\fcior.edu.ru 149 Деление круглого трёхзначного числа на круглое число. 1 23.04. 2023 150 Виды треугольников (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) 1 24.04.. 2023 151 Устное умножение на однозначное число в пределах 1000 1 25.04.. 2023 Библиотека ЦОК .https://m.edsoo.ru/c4e17aea 152 Письменное умножение на однозначное число в пределах 1000 1 26.04. 2023 Библиотека ЦОК .https://m.edsoo.ru/c4e1858a 153 Приемы умножения трёхзначного числа на однозначное число 1 27.04. 2023 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 154 Приемы умножения трехзначного числа на однозначное число 1 02.05. 2023 155 Устное деление на однозначное число в пределах 1000 1 03.05. 2023 156 Алгоритм деления на однозначное число 1 06.05. 2023 157 Приемы деления на однозначное число 1 07.05. 2023 158 Приемы деления трехзначного числа на однозначное число 1 08.05.. 2023 27 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17c7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17dec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e131d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11f3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e10d4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11708 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ca46 159 Умножение и деление трехзначного числа на однозначное число 1 13.05. 2023 160 Задачи на движение одного объекта Деление на однозначное число в пределах 1000 1 14.05. 2023 161 Административная контрольная работа 1 15.05. 2023 162 Работа над ошибками Задачи по расчету скорости, времени или пройденного пути при движении одного объекта 1 16.05. 2023 163 . Работа с таблицей: анализ данных, использование информации для ответов на вопросы и решения задач 1 17.05. 2023 164 Таблицы с данными о реальных процессах и явлениях; внесение данных в таблицу 1 20.05. 2023 165 Числа. Числа от 1 до 1000. Повторение 1 21.05. 2023 166 Практическая работа по разделу "Величины". Повторение 1 22.05. 2023 167 Математическая информация. Алгоритмы. Повторение 1 23.05. 2023 168 Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение и закрепление 1 24.05. 2023 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 168 28 . https://znaika.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0cc1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0dd2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d98c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d5cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d7ac http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ebc0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ea08 4 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Числа от 1 до 1000: чтение, запись, сравнение 1 04.09.2023 2 Установление порядка выполнения действий в числовом выражении (без скобок), содержащем 2-4 действия 1 05.09.2023 3 Установление порядка выполнения действий в числовом выражении (со скобками), содержащем 2-4 действия 1 06.09.2023 4 Письменное сложение многозначных чисел 1 07.09.2023 5 Письменное вычитание многозначных чисел 1 11.09.2023 6 Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения вычитания 1 12.09.2023 7 Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка 1 13.09.2023 8 Входная контрольная работа 1 14.09.2023 9 Повторение изученного в 3 классе. Алгоритм умножения на однозначное число 1 18.09.2023 http://teacher.fio.ru https://m.edsoo.ru/c4e1925a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1eab6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1eed0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c022 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c1b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c338 http://teacher.fio.ru 10 Повторение изученного в 3 классе. Алгоритм деления на однозначное число 1 19.09.2023 https://infourok.ru/prezentaciy a-po-matematike-na-temudelenie-trehznachnog-chislana-odnoznachnoe-povtorenieklass-1312076.html 11 Представление текстовой задачи на модели 1 20.09.2023 Библиотека ЦОК 29 https://m.edsoo.ru/c4e212de 12 Анализ текстовой задачи: данные и отношения 1 21.09.2023 13 Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение.. 1 25.09.2023 14 Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления алгоритмов вычислений 1 26.09.2023 15 Числа от 1 до 1000: установление закономерности в последовательности, упорядочение, классификация 1 27.09.2023 16 Числа в пределах миллиона: чтение, запись 1 28.09.2023 17 Числа в пределах миллиона: представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых 1 02.10.2023 18 Сравнение чисел в пределах миллиона 1 03.10.2023 19 Сравнение и упорядочение чисел 1 04.10.2023 20 Свойства многозначного числа 1 05.10.2023 21 Умножение на 10, 100, 1000. 1 09.10.2023 22 Деление на 10, 100, 1000 1 10.10.2023 23 Числа в пределах миллиона: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц разряда 30 1 11.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e21482 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26f72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27210 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1973c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19444 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e195ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1989a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19de0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a40c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e2aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e458 https://uchitelya.com/matemat ika/184054-prezentaciyazadachi-na-uvelichenieumenshenie-na-neskolkoedinic.html Библиотека ЦОК 24 Общее группы многозначных чисел. Классификация чисел 25 Сравнение объектов по длине. Соотношения между величинами длины, их применение 1 16.10.2023 26 Применение соотношений между единицами длины в практических и учебных ситуациях 1 17.10.2023 27 Итоговая контрольная работа за I четверть 1 18.10.2023 28 Сравнение объектов по площади. Соотношения между единицами площади, их применение 1 19.10.2023 29 Применение соотношений между единицами площади в практических и учебных ситуациях 1 23.10.2023 30 Нахождение площади фигуры разными способами: палетка, разбиение на прямоугольники или единичные квадраты 1 24.10.2023 https://resh.edu.ru/ 31 Решение задач на нахождение площади 1 25.10.2023 https://resh.edu.ru/ 32 Сравнение объектов по массе. Соотношения между величинами массы, их применение 1 26.10.2023 33 Применение соотношений между единицами массы в практических и учебных ситуациях 1 07.11.2023 34 Сравнение протяженности по времени. Соотношения между единицами времени, их применение 1 08.11.2023 35 Применение соотношений между единицами времени в практических и учебных ситуациях 1 09.11.2023 36 Доля величины времени, массы, длины 1 13.11.2023 37 Сравнение величин, упорядочение величин 1 14.11.2023 1 31 12.10.2023 https://m.edsoo.ru/c4e19f84 https://pptcloud.ru/pedagogik a/sravnenie-predmetov-podline Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b2f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b488 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b60e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b78a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a89e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1ae2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1afe2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b168 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1be92 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a704 Библиотека ЦОК 38 Арифметические действия с величинами: сложение, вычитание 1 15.11.2023 39 Решение задач на расчет времени 1 16.11.2023 40 Задачи на нахождение величины (массы, длины) 1 20.11.2023 https://resh.edu.ru/ 41 Решение задач на нахождение величины (массы, длины) 1 21.11.2023 http://www.school.edu.ru 42 Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии 1 22.11.2023 43 Изображение фигуры, симметричной заданной.. 1 23.11.2023 44 Таблица: чтение, дополнение 1 27.11.2023 45 Контрольная работа по теме "Величины" 1 28.11.2023 46 Устные приемы вычислений: сложение и вычитание многозначных чисел 1 29.11.2023 47 Устные приемы вычислений: умножение и деление с многозначным числом 1 30.11.2023 48 Дополнение многозначного числа до заданного круглого числа 1 04.12.2023 49 Нахождение неизвестного компонента действия сложения (с комментированием) 1 05.12.2023 50 Нахождение неизвестного компонента действия вычитания (с комментированием) 1 06.12.2023 51 Вычисление доли величины. 1 07.12.2023 52 Применение представлений о доле величины для решения практических задач (в одно действие) 1 11.12.2023 32 https://m.edsoo.ru/c4e0f200 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22fb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e23854 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e24092 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26806 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e5e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1e78c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a588 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f61e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f7c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e20b40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e232e6 Библиотека ЦОК 53 Планирование хода решения задачи арифметическим способом 1 12.12.2023 54 Поиск и использование данных для решения практических задач 1 13.12.2023 55 Сравнение математических объектов (общее, различное, уникальное/специфичное) 1 14.12.2023 56 Применение представлений о сложении, вычитании для решения практических задач (в одно действие) 1 18.12.2023 http://schoolcollection.edu.ru/ 57 Применение представлений об умножении, делении для решения практических задач (в одно действие) 1 19.12.2023 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 58 Решение расчетных задач (расходы, изменения) 1 20.12.2023 http://schoolcollection.edu.ru/ 59 Административная контрольная работа 1 21.12.2023 60 Примеры и контрпримеры 1 25.12.2023 61 Число, большее или меньшее данного числа в заданное число раз 1 26.12.2023 62 Умножение на однозначное число в пределах 100000 1 27.12.2023 63 Увеличение значения величины в несколько раз (умножение на однозначное число) 1 28.12.2023 64 Составление числового выражения (суммы, разности) с комментированием, нахождение его значения 1 09.01.2024 http://www.school.edu.ru 65 Составление числового выражения (произведения, частного) с комментированием, нахождение его значения 1 10.01.2024 http://www.school.edu.ru 66 Нахождение неизвестного компонента действия умножения (с комментированием) 1 11.01.2024 33 https://m.edsoo.ru/c4e215ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2316a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26b26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e26144 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a27c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e20212 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f970 67 Нахождение неизвестного компонента действия деления (с комментированием) 1 15.01.2024 68 Деление на однозначное число в пределах 100000 1 16.01.2024 69 Уменьшение значения величины в несколько раз (деление на однозначное число) 1 17.01.2024 70 Сравнение значений числовых выражений с одним арифметическим действием 1 18.01.2024 71 Разные приемы записи решения задачи 1 22.01.2024 72 Решение задач на нахождение периметра прямоугольника (квадрата) 1 23.01.2024 73 Задачи на нахождение скорости, времени, пройденного пути 1 24.01.2024 74 Применение представлений о площади для решения задач 1 25.01.2024 75 Разностное и кратное сравнение величин. 1 29.01.2024 76 Использование данных таблицы, диаграммы, схемы, рисунка для ответов на вопросы, проверки истинности утверждений 1 30.01.2024 77 Разные формы представления одной и той же информации 1 31.01.2024 78 Окружность, круг: распознавание и изображение 1 01.02.2024 79 Окружность и круг: построение, нахождение радиуса 1 05.02.2024 80 Построение изученных геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов: линейки, угольника, циркуля 1 06.02.2024 81 Сравнение геометрических фигур. Математический диктант. 1 07.02.2024 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1fb1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1cf90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e203c0 http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e23700 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2597e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2226a https://iu.ru/video-lessons Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25e42 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e29ce0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e241f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2433a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e244a2 http://school- collection.edu.ru/ 82 Составление числового выражения, содержащего 2 действия, нахождение его значения 1 08.02.2024 83 Составление числового выражения, содержащего 1-2 действия и нахождение его значения 1 12.02.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 84 Взаимное расположение геометрических фигур на чертеже 1 13.02.2024 https://iu.ru/video-lessons 85 Работа с утверждениями (одно-/двухшаговые) с использованием изученных связок: конструирование, проверка истинности(верные (истинные) и неверные (ложные)) 1 14.02.2024 86 Оценка решения задачи на достоверность и логичность 1 15.02.2024 http://www.school.edu.ru 87 Нахождение значения числового выражения, содержащего 2-4 действия 1 19.02.2024 https://iu.ru/video-lessons 88 Контрольная работа по теме "Числовые выражения" 1 20.02.2024 89 Модели пространственных геометрических фигур в окружающем мире (шар, куб) 1 21.02.2024 90 Проекции предметов окружающего мира на плоскость 1 22.02.2024 91 Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), конструирование фигуры из прямоугольников. Выполнение построений 1 26.02.2024 92 Периметр фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов) 1 27.02.2024 93 Периметр многоугольника 1 28.02.2024 94 Решение задачи разными способами 1 29.02.2024 95 Задачи на нахождение производительности труда, времени работы, объема выполненной работы 1 04.03.2024 35 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25fbe http://www.school.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2529e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25410 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25c9e https://m.edsoo.ru/c4e25154 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2358e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22968 Библиотека ЦОК 96 Деление с остатком. 1 05.03.2024 97 Запись решения задачи с помощью числового выражения 1 06.03.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 98 Запись решения задачи по действиям с пояснениями и с помощью числового выражения 1 07.03.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 99 Работа с утверждениями: составление и проверка логических рассуждений при решении задач, формулирование вывода 1 11.03.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 100 Решение задач на движение 1 12.03.2024 https://m.edsoo.ru/c4e270a8 101 Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения деления 1 13.03.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 102 Закрепление изученного по разделу "Арифметические действия" 1 14.03.2024 https://m.edsoo.ru/c4e270a8 103 Решение задач, отражающих ситуацию купли-продажи 1 18.03.2024 104 Итоговая контрольная работа за III четверть 1 19.03.2024 105 Задачи на нахождение цены, количества, стоимости товара 1 20.03.2024 https://iu.ru/video-lessons 106 Задачи с недостаточными данными 1 21.03.2024 https://m.edsoo.ru/c4e270a8 107 Задачи с избыточными данными 1 01.04.2024 https://m.edsoo.ru/c4e270a8 108 Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления умения решать текстовые задачи 1 02.04.2024 109 Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления умения конструировать с использованием геометрических фигур 1 03.04.2024 http://www.edu.ru 110 Алгоритм умножения на двузначное число в пределах 100000 1 04.04.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 111 Умножение на двузначное число в пределах 100000 1 08.04.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 36 https://m.edsoo.ru/c4e2003c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22abc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e270a8 112 Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения умножения 1 09.04.2024 http://www.edu.ru 113 Закрепление по теме "Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента" 1 10.04.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 114 Модели пространственных геометрических фигур в окружающем мире (цилиндр, пирамида, конус) 1 11.04.2024 http://www.edu.ru 115 Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние 1 15.04.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 116 Решение задач на нахождение длины 1 16.04.2024 http://www.edu.ru 117 Применение алгоритмов для вычислений. 1 17.04.2024 118 Письменное умножение и деление многозначных чисел 1 18.04.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 119 Закрепление по теме "Задачи на установление времени, расчёта количества, расхода, изменения" 1 22.04.2024 http://www.edu.ru 120 Контрольная работа по теме "Письменные вычисления" 1 23.04.2024 121 Решение задач. 1 24.04.2024 122 Практическая работа "Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов". 1 25.04.2024 123 Суммирование данных строки, столбца данной таблицы 1 27.04.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 124 Алгоритм деления на двузначное число в пределах 100000 1 02.05.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 125 Деление на двузначное число в пределах 100000 1 06.05.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 126 Применение алгоритмов для построения геометрической фигуры, 1 07.05.2024 Библиотека ЦОК 37 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27670 http://www.edu.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25582 измерения длины отрезка https://m.edsoo.ru/c4e17220 127 Применение представлений о периметре многоугольника для решения задач 1 08.05.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 128 Классификация объектов по одному-двум признакам 1 13.05.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 129 Административная контрольная работа 1 14.05.2024 130 Повторение пройденного по разделу "Нумерация" 1 15.05.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html 131 Закрепление. Таблица единиц времени. 1 16.05.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 132 Закрепление по теме "Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле" 1 20.05.2024 133 Закрепление по теме "Разные способы решения некоторых видов изученных задач" 1 21.05.2024 https://m.edsoo.ru/c4e270a8 134 Закрепление. Работа с текстовой задачей 1 22.05.2024 http://schoolcollection.edu.ru/ 135 Закрепление. Практическая работа по теме "Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса" 1 23.05.2024 http://www.rusedu.ru/subcat_ 28.html ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 135 38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e23444 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 3,4 классы /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Москва «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Введите Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 3,4 классы. Москва «Издательство «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.uchportal.ru http://school-collection.edu.ru http://nachalka.info http://www.openclass.ru http://interneturok.ru http://pedsovet.su 39 40