Ростовская область Кашарский район х. Талловеров Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии на 2023-2024 учебный год Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс Количество часов - 2 часа в неделю, всего – 67 часов Учитель: Пудова Татьяна Петровна Категория: высшая квалификационная Программа разработана на основе: География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2017 Учебник: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. – М.:Дрофа,2021г. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 8 класс Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов: Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания: Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2 формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. В результате изучения географии ученик должен научиться знать/понимать - основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; - различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; -составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; 3 - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; -применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 4 II.Содержание учебного предмета «География» 8 класс Введение (1 час) Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир. Раздел I Пространства России (7 часов) Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Практические работы. 1. Географическое положение России. 2. Пограничные государства 3. Определение разницы во времени отдельных территорий. Раздел II. Природа и человек (35 часов) Рельеф и недра. Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты. Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель. Климат . Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах. Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны. Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Богатство внутренних вод России . Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек. Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов. Почвы - национальное достояние страны . Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России. Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв. 5 В природе все взаимосвязано . ПТК. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК. Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности. Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего. Природно-хозяйственные зоны. Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные . «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России. Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока. Природопользование и охрана природы. Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы. Практические работы. 4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. 5. Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых. 6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны 7. Обозначение на к/к крупных рек и озер. 8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования . 9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. 10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий жизни, быта людей. 6 Раздел III. Население России (16 часов ) Сколько нас – Россиян? Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации. Кто мы? Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи. Диаграммы как источник географической информации. Их виды. Куда и зачем едут люди? Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию из нее. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Картограммы как вид географической информации. Человек и труд. Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Народы и религии России. Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Где и как живут люди? Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду. Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Практические работы. 11. Города России. Раздел IV. Природа и население Ростовской области (7часов). Географическое положение региона. Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Особенности климата. Внутренние воды. Население Ростовской области Практические работы. 12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона. Итого: 67 часов 7 III.Тематическое планирование № п/п Наименование раздела Тема урока Кол-во Дата проведения часов По плану Введение 1 1 1 04.09 Зачем мы изучаем географию России. Техника безопасности на уроках. Раздел I. Пространства России . 7 2 Россия на карте мира. Практ. Раб. №1.Географическое положение России 1 06.09 3 Географическое положение России. Практич. раб.№2.Пограничные государства 1 11.09 4 Границы России. Стартовый контроль. 1 13.09 5 России на карте часовых поясов. Практич. раб.№3.Определение разницы во времени отдельных территорий 1 18.09 6 Формирование территории России 1 20.09 7 Географическое изучение территории России 1 25.09 8 Обобщение знаний по разделу «Пространства России» 1 27.09 Раздел II. Природа и человек . Тема1. Рельеф и недра. 35 5 9 Строение земной коры (литосферы) на территории России 1 02.10 10 Особенности рельефа России. Практич.раб. № 4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. 1 04.10 11 Современное развитие рельефа 1 09.10 12 Использование недр. Практич. раб. №5.Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых 1 11.10 13 Итоговый урок по теме «Рельеф и недра» 1 16.10 Тема 2. Климат 6 Общая характеристика климата России 1 14 8 18.10 Факт 15 Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны 1 23.10 16 Распределение температур и осадков 1 25.10 17 Типы климата нашей страны. 1 Практич. раб. №6.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны 08.11 18 Климат и человек 1 13.11 19 Итоговый урок по теме «Климат» 1 15.11 Тема3. Богатство внутренних вод России 4 20 Реки 1 20.11 21 Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. Практич. раб. №7.Обозначение на к/к крупных рек и озер. 1 22.11 22 Человек и вода. Практич. раб.№8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования 1 27.11 23 Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России» 1 29.11 Тема4. Почвы - национальное достояние страны . 4 24 Почвы - «особое природное тело». Практич. раб. №9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования 1 04.12 25 География почв России 1 06.12 26 Почвы и урожай 1 11.12 27 Рациональное использование и охрана почв 1 13.12 Тема5. В природе все взаимосвязано . 3 28 Понятие о природном территориальном комплексе. Промежуточный контроль. 1 18.12 29 Свойства природных территориальных комплексов 1 20.12 30 Человек в ландшафте 1 25.12 Тема6. Природно-хозяйственные зоны 10 31 Учение о природных зонах 1 27.12 32 «Безмолвная» Арктика 1 10.01 33 Чуткая Субарктика 1 15.01 34 Таежная зона 1 17.01 35 Болота 1 22.01 36 Зона смешанных широколиственных лесов 1 24.01 37 Лесостепи и степи 1 29.01 9 38 Полупустыни и пустыни, субтропики 1 31.01 39 «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы 1 05.02 40 Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны». Практич. раб. №10.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий жизни, быта людей 1 07.02 Тема7. Природопользование и охрана природы. 3 41 Природная среда, природные условия, природные ресурсы 1 12.02 42 Рациональное использование природных ресурсов 1 14.02 43 Охрана природы и охраняемые территории 1 19.02 Раздел III. Население России 16 44 Численность населения 1 21.02 45 Воспроизводство населения 1 26.02 46 Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) 1 28.02 47 Возрастной состав населения 1 04.03 48 Миграции населения России 1 06.03 49 Внешние миграции 1 11.03 50 Территориальная подвижность населения 1 13.03 51 География рынка труда 1 18.03 52 Этнический состав населения 1 20.03 53 Этническая мозаика России 1 01.04 54 Религии народов России 1 03.04 55 Плотность населения 1 08.04 56 Расселение и урбанизация 1 10.04 57 Города России. Практич. раб. №11.Нанесение на к/к городов – миллионеров 1 15.04 58 Сельская Россия 1 17.04 59 Итоговый урок по разделу «Население России» 1 22.04 Раздел IV. Природа и население Ростовской области 7 60 Географическое положение региона. Практич. раб. 12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона. 1 24.04 61 Особенности рельефа. Полезные ископаемые. 1 27.04 62 Климат, погоды региона 1 06.05 63 Внутренние воды 1 08.05 64 Ландшафты и ООПТ. 1 13.05 10 65 Природно-географические зоны области. Заповедник и памятники природы области 1 15.05 66 Заповедник и памятники природы области 1 20.05 1 22.05 67 Итоговый урок по курсу «География России. Природа и население». Итого 67 В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по географии в 8 классе составляет 2 часа в неделю – 68 часов в год. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями(Проект Постановления Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2024году “) произошло уплотнение учебного материала до 67 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 67 часов. 11 12