Рабочая программа по географии 8 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов - 2 часа в неделю, всего – 67 часов

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе: География. 5—9 классы : рабочая программа к
линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2017
Учебник: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. – М.:Дрофа,2021г.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 8 класс
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение
следующих личностных результатов:

Овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;

Сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы
программы по географии заключается в формировании и развитии посредством
географического знания:

Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;

Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности,
формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях
бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо,
заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2


формирование первичных навыков использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

характеристик компонентов географической среды, в том числе ее
экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности
и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных
территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
В результате изучения географии ученик должен научиться
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по
содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека
к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
3

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного
содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

4

II.Содержание учебного предмета «География» 8 класс
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача
географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей
средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории
России. Географический взгляд на мир.
Раздел I Пространства России (7 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее
протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты
Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное,
декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы.
1. Географическое положение России.
2. Пограничные государства
3. Определение разницы во времени отдельных территорий.
Раздел II. Природа и человек (35 часов)
Рельеф и недра.
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь
людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь
населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы
рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние
человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых.
Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.
Климат .
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и
рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия –
холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная
радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны,
антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Богатство внутренних вод России .
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География
российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения,
водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и
артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования
водных ресурсов.
Почвы - национальное достояние страны .
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное
тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной
эрозией и загрязнением почв.
5

В природе все взаимосвязано .
ПТК. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение
изучения свойств и размещение ПТК.
Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной
деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы
жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.
Природно-хозяйственные зоны.
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о
ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность –
важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в
природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи,
хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России.
Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое
освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства.
Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона.
Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины.
Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь.
Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства
природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и
Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Природопользование и охрана природы.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация
природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной
деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные
парки, заказники и памятники природы.
Практические работы.
4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм
рельефа.
5. Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных
ископаемых.
6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории
страны
7. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного
использования .
9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий
жизни, быта людей.

6

Раздел III. Население России (16 часов )
Сколько нас – Россиян?
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от
войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов
представления информации.
Кто мы?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин.
Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы
сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Куда и зачем едут люди?
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы
миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение
людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы
передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Человек и труд.
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые
ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Народы и религии России.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании
Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и
этнического состава населения.
Где и как живут люди?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и
других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную
среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие
урбанизации, ее показатели.
Практические работы.
11. Города России.
Раздел IV. Природа и население Ростовской области (7часов).
Географическое положение региона. Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
Особенности климата. Внутренние воды. Население Ростовской области
Практические работы.
12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.
Итого: 67 часов

7

III.Тематическое планирование
№
п/п

Наименование раздела
Тема урока

Кол-во Дата проведения
часов
По
плану

Введение

1

1

1

04.09

Зачем мы изучаем географию России. Техника
безопасности на уроках.
Раздел I. Пространства России .

7

2

Россия на карте мира.
Практ. Раб. №1.Географическое положение России

1

06.09

3

Географическое положение России. Практич.
раб.№2.Пограничные государства

1

11.09

4

Границы России. Стартовый контроль.

1

13.09

5

России на карте часовых поясов.
Практич. раб.№3.Определение разницы во времени
отдельных территорий

1

18.09

6

Формирование территории России

1

20.09

7

Географическое изучение территории России

1

25.09

8

Обобщение знаний по разделу «Пространства России»

1

27.09

Раздел II. Природа и человек .
Тема1. Рельеф и недра.

35
5

9

Строение земной коры (литосферы) на территории
России

1

02.10

10

Особенности рельефа России.
Практич.раб. № 4. Обозначение на к/к главных
тектонических структур, наиболее крупных форм
рельефа.

1

04.10

11

Современное развитие рельефа

1

09.10

12

Использование недр.
Практич. раб. №5.Установление взаимосвязей
тектонических скульптур, рельефа и полезных
ископаемых

1

11.10

13

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

1

16.10

Тема 2. Климат

6

Общая характеристика климата России

1

14

8

18.10

Факт

15

Закономерности циркуляции воздушных масс.
Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

23.10

16

Распределение температур и осадков

1

25.10

17

Типы климата нашей страны.
1
Практич. раб. №6.Определение по картам
закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годовое количество
осадков по территории страны

08.11

18

Климат и человек

1

13.11

19

Итоговый урок по теме «Климат»

1

15.11

Тема3. Богатство внутренних вод России

4

20

Реки

1

20.11

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота,
ледники.
Практич. раб. №7.Обозначение на к/к крупных рек и
озер.

1

22.11

22

Человек и вода.
Практич. раб.№8. Характеристика реки с точки зрения
возможностей хозяйственного использования

1

27.11

23

Обобщение по теме « Богатство внутренних вод
России»

1

29.11

Тема4. Почвы - национальное достояние страны .

4

24

Почвы - «особое природное тело».
Практич. раб. №9. Анализ почвенного профиля и
описание условий его формирования

1

04.12

25

География почв России

1

06.12

26

Почвы и урожай

1

11.12

27

Рациональное использование и охрана почв

1

13.12

Тема5. В природе все взаимосвязано .

3

28

Понятие о природном территориальном комплексе.
Промежуточный контроль.

1

18.12

29

Свойства природных территориальных комплексов

1

20.12

30

Человек в ландшафте

1

25.12

Тема6. Природно-хозяйственные зоны

10

31

Учение о природных зонах

1

27.12

32

«Безмолвная» Арктика

1

10.01

33

Чуткая Субарктика

1

15.01

34

Таежная зона

1

17.01

35

Болота

1

22.01

36

Зона смешанных широколиственных лесов

1

24.01

37

Лесостепи и степи

1

29.01

9

38

Полупустыни и пустыни, субтропики

1

31.01

39

«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы

1

05.02

40

Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные
зоны».
Практич. раб. №10.Выявление взаимосвязей и
взаимозависимости природных зон и условий жизни,
быта людей

1

07.02

Тема7. Природопользование и охрана природы.

3

41

Природная среда, природные условия, природные
ресурсы

1

12.02

42

Рациональное использование природных ресурсов

1

14.02

43

Охрана природы и охраняемые территории

1

19.02

Раздел III. Население России

16

44

Численность населения

1

21.02

45

Воспроизводство населения

1

26.02

46

Соотношение мужчин и женщин (половой состав
населения)

1

28.02

47

Возрастной состав населения

1

04.03

48

Миграции населения России

1

06.03

49

Внешние миграции

1

11.03

50

Территориальная подвижность населения

1

13.03

51

География рынка труда

1

18.03

52

Этнический состав населения

1

20.03

53

Этническая мозаика России

1

01.04

54

Религии народов России

1

03.04

55

Плотность населения

1

08.04

56

Расселение и урбанизация

1

10.04

57

Города России. Практич. раб. №11.Нанесение на к/к
городов – миллионеров

1

15.04

58

Сельская Россия

1

17.04

59

Итоговый урок по разделу «Население России»

1

22.04

Раздел IV. Природа и население Ростовской области 7
60

Географическое положение региона.
Практич. раб. 12.Нанесение на контурную карту
объектов природы региона.

1

24.04

61

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

1

27.04

62

Климат, погоды региона

1

06.05

63

Внутренние воды

1

08.05

64

Ландшафты и ООПТ.

1

13.05

10

65

Природно-географические зоны области. Заповедник и
памятники природы области

1

15.05

66

Заповедник и памятники природы области

1

20.05

1

22.05

67
Итоговый урок по курсу «География России. Природа и
население».
Итого

67

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по географии в 8 классе
составляет 2 часа в неделю – 68 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями(Проект
Постановления Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2024году “) произошло
уплотнение учебного материала до 67 часов в год. Недостаток учебного времени
компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 67 часов.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».