Рабочая программа по географии 9 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс
Количество часов - 2 часа в неделю, всего – 65 часов

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе: География. 5—9 классы : рабочая программа к
линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2017
Учебник: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким «География России: хозяйство и
географические районы». 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, ООО
«Дрофа», 2021

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 9 класс
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
 формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
на разных материках и отдельных странах;
 овладение основами
картографической
грамотности
и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение
следующих личностных результатов:
 овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
 осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
 сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы
программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством
географического знания:
 познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
 гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;
 способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
2



готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
 умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
 умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий;
 организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
 умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
 умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать
письмо, заявление и т.п.;
 умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при
планировании работы по географии
познавательные:
 общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу,
выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с
информацией, структурировать полученные знания
 логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать
новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои
суждения
 постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и
найти способ ее решения
 регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
 личностные – личностное самоопределение смыслообразования
(соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос
«Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях
 коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия
особенности общения с различными группами людей







В результате изучения географии ученик должен научиться
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по
содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности
человека;
географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
3





























природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного
времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их
последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых
мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные
центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национальнотерриториальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
4









объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов

5

II. Содержание учебного предмета «География» 9 класс
Введение. (1ч)Что изучаем в курсе «География России. Хозяйство и географические
районы»
Раздел 1. Хозяйство России (15ч)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Понятие хозяйства. Его структура. Этапы
развития хозяйства.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство.
Растениеводство. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. Лесной комплекс.
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика.
Металлургический
комплекс.
Машиностроительный
комплекс.
Химическая
промышленность. Транспорт. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания.
Рекреационное хозяйство. Территориальное(географическое) разделение труда.
Раздел 2. Районы России. (38ч)
Тема 3. Европейская часть России. Восточно-Европейская равнина. Волга.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. Центральная Россия: состав, географическое положение.
Центральный район: особенности населения. Хозяйство Центрального района. Москва –
столица России. Города Центрального района. Центрально-Чернозёмный район. ВолгоВятский район.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН. Географическое положение и природа. Города на старых
водных торговых путях. Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. СанктПетербург – «вторая столица» России. Калининградская область.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР. Географическое положение и природа. Этапы развития
хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.
ПОВОЛЖЬЕ. Географическое положение и природа. Население и хозяйство.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ. Крым. Природные условия Северного Кавказа. Хозяйство
Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Южные моря России.
УРАЛ. Географическое положение и природа. Этапы развития и современное хозяйство.
Население и города Урала. Проблемы района.
Тема 4. Азиатская часть России. Природа Сибири. Природа и ресурсы гор Южной
Сибири. Арктические моря. Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири.
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. Природные условия и ресурсы. Хозяйство района.
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. Природные условия и ресурсы. Байкал. Хозяйство района.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Моря
Тихого океана. Население района. Хозяйство района.
Раздел 4. География Ростовской области. (11ч) Формирование территории республики.
ЭГП Ростовской области. Заселение территории. Численность населения. Городское и
сельское население. Национальный состав населения. Трудовые ресурсы. Религиозные
верования бурятского народа. Промышленность республики. Топливно-энергетический
комплекс.
Горнодобывающий
комплекс.
Лесопромышленный
комплекс.
Агропромышленный комплекс. Животноводство. Инфраструктурный комплекс.
Транспортный комплекс. Экологические проблемы в области. Природно-хозяйственный
районы Ростовской области . Экономические связи области.
Итого:65 часов

6

III.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела
Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения
По
плану

1

2

Введение.

1

Зачем изучаем хозяйство России. Понятие хозяйства.
Его структура

1

Раздел 1. Хозяйство России.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства.

15

Этапы развития хозяйства

1

08.09

06.09

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые
комплексы
3

Сельское хозяйство. Растениеводство

1

13.09

4

Животноводство. Зональная специализация сельского 1
хозяйства
П.р. № 1. Объяснение зональной специализации
сельского хозяйства на основе карт.

15.09

5

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая
промышленность

1

20.09

6

Лесной комплекс

1

22.09

7

Топливно-энергетический комплекс. Топливная
промышленность

1

27.09

8

Электроэнергетика

1

29.09

9

Металлургический комплекс
1
П.р. № 2. Объяснение влияния различных факторов
на размещение металлургического производства.

04.10

10

Машиностроительный комплекс

1

06.10

11

Химическая промышленность
П.р. № 3. Составление схемы межотраслевых
связей химической промышленности.

1

11.10

12

Транспорт

1

13.10

13

Информационная инфраструктура

1

18.10

14

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

1

20.10

15

Территориальное (географическое) разделение труда 1
П.р. № 4 Обозначение на контурной карте главных
промышленных и сельскохозяйственных районов
страны.

25.10

7

Факт

Обобщающий урок по разделу 1. «Хозяйство
России»
П.р. № 5 Объяснение возникновения экологических
проблем, связанных с промышленным
производством, сельским хозяйством и
транспортом.

1

Раздел 2. Районы России.

38

Тема 3. Европейская часть России

24

17

Восточно-Европейская равнина

1

08.11

18

Волга
П.р. № 6 Обозначение на контурной карте
основных объектов природы ВосточноЕвропейской равнины.

1

10.11

19

Центральная Россия: состав, географическое
положение
П.р. № 7 Определение по картам и оценка ЭГП
Центральной России.

1

15.11

20

Центральный район: особенности населения

1

17.11

21

Хозяйство Центрального района

1

22.11

22

Москва-столица России. Города Центрального района 1
П.р. № 8 Описание одного из центров народных
художественных промыслов Центральной России.

24.11

23

Центрально-Чернозёмный район

1

29.11

24

Волго-Вятский район

1

01.12

25

Северо-Западный район. Географическое положение
и природа

1

06.12

26

Города на старых водных торговых путях

1

08.12

27

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел»
России. Санкт-Петербург – «вторая столица» России

1

13.12

28

Калининградская область

1

15.12

29

Европейский Север: географическое положение и
природа. Этапы развития хозяйства

1

20.12

30

Роль Европейского Севера в развитии русской
1
культуры
П.р. № 9 Описание одного из природных или
культурных памятников Севера на основе работы с
разными источниками.

22.12

31

Поволжье: географическое положение и природа

1

27.12

32

Население и хозяйство

1

29.12

33

Европейский Юг. Крым

1

10.01

34

Природные условия Северного Кавказа

1

12.01

16

8

27.10

35

Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного
Кавказа
П.р. № 10 Сравнение западной и восточной частей
Северного Кавказа

1

17.01

36

Южные моря России

1

19.01

37

Урал. Географическое положение и природа.

1

24.01

38

Этапы развития и современное хозяйство

1

31.01

39

Население и города Урала. Проблемы района

1

02.02

40

Обобщающий урок по теме 3 «Европейская часть
России»

1

07.02

Тема 4. Азиатская часть России

14

41

Природа Сибири

1

09.02

42

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

1

14.02

43

Арктические моря

1

16.02

44

Население Сибири

1

21.02

45

Хозяйственное освоение Сибири

1

28.02

46

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

1

01.03

47

Хозяйство района

1

06.03

48

Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы

1

13.03

49

Байкал. Хозяйство района
П.р. 11 Обозначение на контурной карте и
комплексное описание района Крайнего Севера.

1

15.03

50

Дальний Восток: формирование территории

1

20.03

51

Природные условия и ресурсы

1

22.03

52

Моря Тихого океана
П.р. 12 Сравнительная характеристика
природных условий и ресурсов морей Дальнего
Востока.

1

03.04

53

Население района

1

05.04

54

Хозяйство района

1

10.04

Раздел 3.География Ростовской области

11

55

ЭГП, природные условия и ресурсы Ростовской
области.

1

12.04

56

История заселения и освоения территории
Ростовской области.

1

17.04

57

Численность населения и национальный состав

1

19.04

58

Городское и сельское население. Города Ростовской
области.
Практическая работа № 13 «Составление
сравнительной характеристики половозрастного

1

24.04

9

состава населения Ростовской области.
59

Проблемы природно-ресурсной основы экономики
Ростовской области.

1

26.04

60

Машиностроительный комплекс.

1

03.05

61

Топливно-энергетический комплекс.

1

08.05

62

Металлургический комплекс.

1

15.05

63

Лесная промышленность.

1

17.05

64

Агропромышленный комплекс Ростовской
области.Практическая работа № 14 «Выявление и
анализ условий для развития хозяйства Ростовской
области »

1

22.05

65

Итоговый урок: География Ростовской области

1

24.05

Итого

65

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на 2022-2023 учебный год количество часов по географии в 9 классе
составляет 2часа в неделю – 68 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями(Проект
Постановления Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2024году “) произошло
уплотнение учебного материала до 65 часов в год. Недостаток учебного времени
компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 65 часов.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».