Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов - 2 часа в неделю, всего- 67 часов

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе: программы по обществознанию и авторской
программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.:
Просвещение, 2017.

Учебник: Обществознание. 8 класс: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. –
М.: Просвещение, 2021г.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» 8 класс
Личностные результаты:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.

Метапредметные результаты:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
 овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать
и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том
числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
2










уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т. п.);

использовать приобретённые знания и умения практической деятельности и повседневной
жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации
в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Владеть компетенциями
коммуникативной;
ценностно-смысловые;
личностного саморазвития;
информационно-поисковой;
рефлексивной;
учебно-познавательной

3

II. Содержание учебного предмета «Обществознание» 8 класс
Глава I. Личность и общество. (12ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ.
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства
человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра,
учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера.
Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек
и Вселенная.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества.
Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в
XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы
современности.
Как
стать
личностью.
Личность.
Социальные
параметры
личности.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида.
Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Глава II.Сфера духовной культуры. (17ч )
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог
культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в
современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг
общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные
знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Образование. Значимость образования в условиях информационного общества.
Непрерывность образования. Самообразование.
Наука в современном обществе, её значение. Нравственные принципы труда ученого.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии.
Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода совести.
Глава III.Социальная сфера. (13ч )
Социальная структура общества.Социальная неоднородность общества: причины и
проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения
социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.
Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она
зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и
женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между
поколениями.

4

Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные
отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава IV. Экономика.( 24ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность
ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная
стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Типы экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос
и предложение. Рыночное равновесие.
Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы
производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её
основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан.
Потребительский кредит.
Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины
безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в
обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная
торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итого: 66 часов

5

III. Тематическое планирование

№
п/п

Наименование раздела. Тема урока.

Кол-во
часов

Дата
проведения
план
факт

Глава I. Личность и общество .

12

1 -2

Введение. Что делает человека человеком?

2

04.0905.09

3-4

Человек, общество, природа.

2

11.0912.09

5-6

Общество как форма жизнедеятельности людей.

2

18.0919.09

7-8

Развитие общества.

2

25.0926.09

9

Коррупция
как
угроза
национальной
1
безопасности Российской Федерации.

02.10

10

Как стать личностью.

1

03.10

11

Контрольная работа : Личность и общество .

1

09.10

12

Практикум по теме: «Личность и общество».

1

10.10

Глава II. Сфера духовной культуры

17

13-14 Сфера духовной жизни.

2

16.1017.10

15-16 Мораль.

2

23.1024.10

17-18 Долг и совесть.

2

07.1113.11

19-20 Моральный выбор – это ответственность.

2

14.1120.11

поступать 2

21.1127.11

21-22 Практикум
морально»

по

теме:

«Учимся
6

23-24 Образование.

2

28.1104.12

25-26 Наука в современном обществе.

2

05.1211.12

27-28 Религия как одна из форм культуры.

2

12.1218.12

29

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной 1
жизни»
Глава III. Социальная сфера

19.12

13

30-31 Социальная структура общества.

2

25.1226.12

32-33 Социальные статусы и роли.

2

09.0115.01

34-35 Нации и межнациональные отношения.

2

16.0122.01

в 2

23.0129.01

2

30.0105.02

40-41 Коррупция как вызов и угроза нормальному 2
состоянию современного общества. Коррупция
– социально опасное явление.

06.0212.02

36-37 Практикум по теме: «Учимся
многонациональном обществе»

жить

38-39 Отклоняющееся поведение.

42

Контрольная работа по теме: «Социальная 1
сфера»
Глава IV. Экономика

13.02

24

43-44 Экономика и её роль в жизни общества.

2

19.0220.02

45-46 Главные вопросы экономики.

2

26.0227.02

47-48 Собственность.

2

04.0305.03

49-50 Рыночная экономика.

2

11.0312.03

51-52 Производство – основа экономика.

2

18.03-

7

19.03
53-54 Предпринимательская деятельность.

2

01.0402.04

55-56 Роль государства в экономике.

2

08.0409.04

57-58 Распределение доходов. Потребление.

2

15.0416.04

59-60 Инфляция и семейная экономика

2

22.0423.04

61-62 Безработица, её причина и последствия.

2

27.0406.05

63-64 Мировое хозяйство и международная торговля. 2

07.0413.05

65

Контрольная по теме: Экономика.

1

14.05

66

Экономические издержки коррупции. Влияние 1
коррупции
на
экономическую
систему
государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных явлений.

20.05

67

Итоговый урок по курсу 8 класса

1

21.05

Итого

67

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на 2023-2024учебный год количество часов по обществознанию в 8
классе составляет 2 часа в неделю – 68 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Проект
Постановления Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2024году “) произошло
уплотнение учебного материала до 67 часов в год. Недостаток учебного времени
компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 67 часов.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».