Рабочая программа по факультативу Экономика 10 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу «Экономика»
на 2023-2024учебный год
Уровень общего образования, класс–среднее (полное) общее образование, 10 класс
Количество часов -1час в неделю, всего – 34часа в 10 классе,

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе: программа курса экономики для 10—11 классов
образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова),2015г.

Учебник: Р. И. Хасбулатов «Экономика» для средней (полной) школы (10—11 классы),
М.: Дрофа 2020г.

I.Планируемые результаты освоения курса «Экономика» 10 класс
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов,
оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
9) сформированность представлений об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости
экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности
основных направлений современной экономической науки;
10) владение системными экономическими знаниями, включая современные
научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в
области экономики;
11) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической
экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать
данные для решения теоретических и прикладных задач;
12) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства;
13) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях
российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных
макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
В результате изучения экономики ученик должен:
Знать/понимать:

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и
государства, а также международных экономических отношений;
Уметь:

приводить примеры: взаимодействия рынков;

описывать:предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели
фирмы, рынок труда;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды
обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты
труда;

сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину
предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационноправовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения,
изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его
факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские
затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики
изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы
производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической
информации

II.Содержание курса «Экономика» 10 класс
Тема 1. Экономика — наука и практика -2часа
Экономика как наука. Главные процессы экономического развития: производство,
распределение, обмен, потребление. Основные средства (факторы) производства: земля,
труд, капитал. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс
производства материальных благ и услуг: процесс труда и экономические отношения
работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные
вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ.
Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель
«разумного потребления».
Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста:
преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и
издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность.
Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.
Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь
продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и
абсолютная.
Тема 2. Экономическая система государства -3часа
Экономическая система. Исторические типы экономических систем: традиционная,
рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая);
смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная
экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях
смешанной экономики.
Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы
регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства;
частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные
формы кооперации, коллективные предприятия и пр.
Россия как страна с переходной экономической системой.
Тема 3. Спрос -2часа
Понятие о рынке. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов
производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара,
масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных
бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка:
информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного
товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя.
Спрос: индивидуальный (личный) и рыночный. Величина спроса. Закон спроса:
эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос.
Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной
полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на
взаимосвязанные товары. Типы взаимосвязанных товаров: товары-заменители и
дополняющие товары. Объем продаж. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.
Тема 4. Предложение -3часа
Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание.
Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное
предложение. Издержки производства. Выручка.

Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое
предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.
Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость -3часа
Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и
распределительной.
Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты.
Совокупные затраты. Производственные затраты.
Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и
контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения.
Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя
умелость. Интенсивность труда.
Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.
Тема 6. Конкуренция. Типы рынков -4часа
Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и
неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки
конкуренции.
Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели
современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной
(свободной) конкуренции. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция.
Олигополия.
Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика.
Российское антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба
(ФАС): основные функции.
Тема 7. Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата -5часа
Доходы. Потребление: производственное (производительное) и
непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные
трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата.
Структура доходов.
Расходы. Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и
переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля.
Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады,
бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости
жизни. Минимальная заработная плата.
Тема 8. Банки и банковская система -3часа
Банки. Формирование банковской системы. История становления банков и
банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры
хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру
деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и
комиссионные.
Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических
лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда
частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная
карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность,
возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская
прибыль. Банковская гарантия.
Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды.
Депозитарий.
Тема 9. Деньги и финансы -2часа
Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения
денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости;

средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного
обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки.
Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты.
Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и
ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на
денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ.
Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег».
Тема 10. Фондовая биржа -2часа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и
«медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торговофинансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на
фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция,
биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков
фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая
биржа как объект государственного регулирования.
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги: акции, облигации.
Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые
инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки.
Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат.
Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных
бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники,
инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся
организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и
информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети.
Внебиржевый рынок ценных бумаг.
Тема 11. Страхование-1час
Страхование как система экономических отношений. Обязательное и
государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной
безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное
(или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые
взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.
Тема 12. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы -1час
Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила
как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как
фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.
Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы. Естественный уровень
безработицы.. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.
Сезонная безработица. Скрытая безработица.
Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия
в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов
эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.
Тема 13. Фирма — главное звено рыночной экономики -3часа
Фирмы и их задачи. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия:
государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное
общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный
кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель
Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России.
Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к
эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды
фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности.
Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм.
Транснациональные корпорации (ТНК).

Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и
недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК).
Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал:
личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и
сбыта товаров. Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные
издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции.
Итого:34 часа
III. Тематическое планирование 10 класс
№п/п

Наименование раздела
Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения
план

Глава1 .Экономика: наука и практика
Экономика как наука
Факторы производства, производительность
труда
Глава2. Экономическая система
государства

2
1
1

3

Экономические системы.

1

21.09

4

Смешанная экономика

1

28.09

5

Экономика как наука и система
хозяйствования
Глава3. Спрос

1

05.10

6

Понятие о рынке. Спрос и его содержание

1

12.10

7

Величина спроса

1

19.10

8

Глава4 . Предложение
Объём предложения

3
1

26.10

9

Равновесная цена. Эластичность предложения

1

09.11

10

Спрос и предложение

1

16.11

3

11

Глава5. Цена и стоимость. Альтернативная
стоимость
Цена товара. Функции цен.

1

23.11

12

Ценовой механизм. Стоимость товара

1

30.11

13

Альтернативная стоимость. Добавленная
стоимость
Глава6 .Конкуренция. Типы рынков

1

07.12

14

Понятие конкуренции.

1

14.12

15

Рыночные структуры. Модели рынка

1

21.12

1
2

07.09
14.09

3

2

4

факт

1

28.12

17

Несовершенная конкуренция.
Антимонопольная политика
Конкуренция и монополия
Глава7. Доходы, расходы, сбережения.
Заработная плата

1
5

11.01

18

Доходы

1

18.01

19

Расходы. Закон Энгеля

1

25.01

20

Сбережения

1

01.02

21

Заработная плата

1

08.02

22

Доходы и расходы
Глава8 .Банки и банковская система

1
3

15.02

23

Банки. Формирование банковской системы

1

22.02

24

Кредиты.Депозиты

1

29.02

25

Банковская система

1

07.03

Глава9. Деньги и финансы

2

26

Происхождение и функции денег

1

14.03

27

Денежная масса. Денежный рынок

1

21.03

Глава10. Фондовая биржа

2

28

Фондовые биржи, их деятельность

1

04.04

29

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг)

1

11.04

Глава11. Страхование

1

Страхование и страховые услуги

1

Глава12 .Рынок труда. Безработица.
Профсоюзы
Итоговый урок:Труд и рынок рабочей
силы.Безработица. Профсоюзы.

1

16

30

31

32

33

1

18.04

25.04

Глава13. Фирма- главное звено рыночной
экономики
Фирмы и их задачи. Акционерное
предприятие.

3
1

02.05

Факторный доход.

1

16.05

34

Прибыль. Издержки. Инвестиции.
Итого

1
34

23.05

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по экономике в 10 классе
составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».