Рабочая программа по факультативу Право 10 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу « Право"
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс
Количество часов -1час в неделю, всего – 34часа

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе : программы по праву для 10-11 классов
общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2017 г.

Учебник: А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2021 г.

I.Планируемые результаты освоения курса «Право» 10 класс
Личностные результаты:
-сформировать заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-сформировать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности;
-сформировать мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни.
Регулятивные результаты:
-научить сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
- развивать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
-привить умение выполнять познавательные и практические задания.
Познавательные результаты:
 знать понятия право как элемент культуры общества; систему
законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и
свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный
и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности
органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских,
трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и
расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального
обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
 уметь объяснить происхождение государства и права, их взаимосвязь;
механизм правового регулирования; содержание основных понятий и
категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и
ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений
(избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя,
супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых
публичным и частным правом;
Коммуникативные задачи: научить умению взаимодействовать в ходе выполнения
групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
Предметные результаты:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций высокого уровня. Курс признан помочь
осуществлению выпускниками осознанного выбора путей, продолжения образования
или будущей профессиональной деятельности. Право как профильный учебный
предмет, создаёт основу для становления социально-правовой компетентности
обучающихся, в нём акцентируется внимание на проблемах реализации и применения
права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения
образования в будущем.

2

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
 систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила
применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;
органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические
профессии;
уметь
 характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства;
основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России;
принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок
рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок
заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального
обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового
регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,
 работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений,
регулируемых публичным и частным правом;
 различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства;
основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел,
прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты
гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды
гражданско-правовых договоров;
 приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических
правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;
общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
 анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных
условий их реализации;
 изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права;
 применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов
различных сторон (на заданных примерах);
 осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
 выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а
также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
 обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

3

II.Содержание курса «Право» 10 класс.
Глава 1. История и теория государства и права (11 часов)
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства
и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая,
психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси
религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.
Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые
реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века.
Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность
М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания
законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права.
Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века.
Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные
законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием».
Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения.
Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в
модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения
сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране.
Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Глава 2.Вопросы теории государства и права (7 часов)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к
рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления,
форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права.
Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное
право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее
структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Глава 3. Конституционное право (10 часов)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая
характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной
части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское
государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ
России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления
государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
4

Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и
неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное
законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или
отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической
традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и
Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих
палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и
вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ.
Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая
централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная
собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Структура и формирование местного самоуправления.
Глава 4. Права человека (6 часов)
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и
гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения
философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о
правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и
пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу
передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний
и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или
через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на
социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной
областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование.
Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Итого: 34 часа

5

III.Тематическое планирование. 10 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29

Наименование раздела
Тема урока

Количество Дата
часов
проведения
По
Факт
плану
Происхождение государства и права (11 часов)
Введение. Роль права в жизни человека и
1
07.09
общества
Происхождение государства и права
1
14.09
Право древнего мира
1
21.09
Право средневековой Европы
1
28.09
Становление права Нового времени.
1
05.10
Развитие права в России в IX-XIX веках
1
12.10
Российское право в XIX-нач.XX века.
1
19.10
Советское право в 1917-1953 гг.
1
26.10
Советское право в 1954-1991 гг
1
09.11
Современное российское право
1
16.11
Происхождение государства и права.
1
23.11
Контрольное тестирование в форме ЕГЭ
Вопросы теории государства и права (7 часов)
Государство его признаки и формы
1
30.11
Правовая норма. Источники права.
1
07.12
Понятие и признаки правового государства
1
14.12
Верховенство закона. Разделение властей.
1
21.12
Право и другие сферы общества.
1
28.12
О российской философии права
1
11.01
Вопросы теории государства и права.
1
18.01
Контрольное тестирование по форме ЕГЭ
Конституционное право (10 часов)
Понятие Конституции. Конституционализм.
1
25.01
Конституция РФ.
1
01.02
Основы конституционного строя
1
08.02
Гражданство РФ
1
15.02
Федеративное устройство
1
22.02
Президент РФ
1
29.02
Органы государственной власти в РФ
1
07.03
Законотворческий процесс
1
14.03
Исполнительная и судебная власть
1
21.03
Местное самоуправление
Контрольное тестирование по форме ЕГЭ:
1
04.04
Конституционное право
Права человека (6 часов)
Права и свободы человека и гражданина.
1
11.04
Международные договоры о правах человека
6

30
31

32

33
34

Гражданские права
Политические права
Экономические, социальные и культурные
права.
Экологическое право.
Права ребенка
Защита прав человека. Избирательный
процесс. Избирательное право.

1

18.04

1

25.04

1

02.05

Избирательный процесс.
Избирательное право.

1
1

16.05
23.05

Итого

34

В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на 2023-2024учебный год количество часов по факультативу
« Право» в 10 классе составляет 1 час в неделю – 34 часа в год.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».