1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами освоения курса программы являются: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющих роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию; - достаточный объём словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения курса программы выпускниками являются: - речевой деятельности: адекватное понимание инфомации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из разных источников; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; способность излагать мысли устно и письменно; умение выступать перед аудиторией сверстников; - применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам и применять их на межпредметном уровне; -коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения Предметными результатами освоения выпускниками курса программы являются: - Представление о русском языке как языке русского народа, государственномязыке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народов, а также роли родного языка в жизни человека и общества.- Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования.Владение всеми видами речевой деятельности. 2.Содержание курса внеурочной деятельности . 1 2 Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Морфемика и словообразование Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Вопросы словообразования в 2 2 3 4 5 6. 7. 8. 9 заданиях ЕГЭ. Лексика и фразеология Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка Морфология.Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. Разряды местоимений, склонение местоимений. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. Правописание приставок. Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. . Синтаксис и пунктуация. Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения . Текст. Стили речи и типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства. . Культура речи. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. Создание сочинения-рассуждения. 1 7 9 3 2 2 7 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности № п/п Наименования разделов и тем Количество часов Дата по плану Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. 2 1 Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. 1 07.09 2 Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. 1 14.09 Раздел 2. Морфемика и словообразование. 2 3 Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. 1 21.09 4 Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ. 1 28.09 Раздел 3. Лексика и фразеология. 1 Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка 1 Раздел 4. Морфология. 7 6 Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. 1 12.10 7 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. 1 19.10 8 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. 1 26.10 5 05.10 Дата по факту 9 Разряды местоимений, склонение местоимений. 1 09.11 10 Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. 1 16.11 11 Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий 1 23.11 12 Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. 1 30.11 Раздел 5. Орфография. 9 13 Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. 1 07.12 14 О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. 1 14.12 15 Правописание приставок. 1 21.12 16 Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. 1 28.12 17 Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. 1 11.01 18 Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. 1 18.01 19 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний 1 25.01 20 Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. 1 01.02 21 Правописание служебных частей речи. 1 08.02 Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 3 22 Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. 1 15.02 23 Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. 1 22.02 24 Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. 1 29.02 Раздел 7. Текст. 2 25 Стили речи и типы речи. 1 07.03 26 Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства. 1 14.03 Раздел 8. Культура речи. 2 27 Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. 1 21.03 28 Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. 1 04.04 Раздел 9. Анализ текста и создание сочинениярассуждения. 7 29 Лексические и морфологические средства художественной выразительности. 1 11.04 30 Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. 1 18.04 31 Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. 1 25.04 32 Создание сочинения-рассуждения. 1 02.05 33 Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. 1 16.05 34 Итоговая работа. Сочинение по заданию 27. ЕГЭ 1 23.05 Итого: 34 часа