2 I.Планируемые результаты освоения курса алгебры 8 класса Изучение алгебры в основной школе даст возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: в личностном направлении: 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2) критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта; 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач; 5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; в предметном направлении: 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса; 5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; 3 6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях; 7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. В результате изучения курса ученик научится: — выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; — переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки; — выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; — округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений; — пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; — решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; — составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; — выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; квадратными уравнениями, выполнять разложение многочленов на множители; квадратного трехчлена на множители, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; — применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; — решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы; — решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; — решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; — изображать числа точками на координатной плоскости; — определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; — распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; — находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; — описывать свойства изученных функций, строить их графики; — проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; 4 — извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; — решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; — вычислять средние значения результатов измерений; — находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; — находить вероятности случайных событий в простейших случаях; —использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами; выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; распознавания логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств; анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; понимания статистических утверждений. I. Содержание учебного предмета 1. Алгебраические дроби Свойства степеней с целым показателем. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. Решение рациональных уравнений. Переход от словесной формулировки соотношений между 5 величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. 2. Квадратные корни Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа1. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. 3. Квадратные уравнения Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. 4. Система уравнений Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. 5. Функции Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей. 6. Вероятность и статистика Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. 6 7. Повторение. III.Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема раздела и тема урока Количество часов Алгебраические дроби (23 ч) 1 Алгебраические дроби 1 Алгебраические дроби 1 Основное свойство дроби 1 Основное свойство дроби 1 Основное свойство дроби Сложение и вычитание 1 алгебраических дробей Сложение и вычитание 1 алгебраических дробей Умножение и деление 1 алгебраических дробей Умножение и деление 1 алгебраических дробей Умножение и деление 1 алгебраических дробей Преобразование выражений, 1 содержащих алгебраические дроби Преобразование выражений, 1 содержащих алгебраические дроби Преобразование выражений, 1 содержащих алгебраические дроби 1 Степень с целым показателем 1 Степень с целым показателем Свойства степени с целым 1 показателем Свойства степени с целым 1 показателем Свойства степени с целым 1 показателем 1 Решение уравнений и задач 1 Решение уравнений и задач 1 Решение уравнений и задач Контрольная работа №1по теме 1 «Алгебраические дроби» Преобразование выражений, 1 содержащих алгебраические дроби Квадратные корни (17 ч) Задача о нахождении стороны 1 квадрата Задача о нахождении стороны 1 квадрата 1 Иррациональные числа 1 Иррациональные числа 7 Дата урока п ф 01.09 04.09 06.09 08.09 11.09 13.09 15.09 18.09 20.09 22.09 25.09 27.09 29.09 02.10 04.10 06.10 09.10 11.10 13.10 16.10 19.10 20.10 23.10 25.10 27.10 08.11 10.11 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 Теорема Пифагора 1 Теорема Пифагора Квадратный корень – 1 алгебраический подход Квадратный корень – 1 алгебраический подход 1 Свойства квадратных корней 1 Свойства квадратных корней 1 Свойства квадратных корней Преобразование выражений, 1 содержащих квадратные корни Преобразование выражений, 1 содержащих квадратные корни 1 Кубический корень 1 Кубический корень Контрольная работа №2по теме 1 «Квадратные корни» Преобразование выражений, 1 содержащих квадратные корни Квадратные уравнения (18 ч) Какие уравнения называют 1 квадратными Формула корней квадратного 1 уравнения Формула корней квадратного 1 уравнения Формула корней квадратного 1 уравнения Формула корней квадратного 1 уравнения Вторая формула корней 1 квадратного уравнения Вторая формула корней 1 квадратного уравнения 1 Решение задач 1 Решение задач 1 Решение задач 1 Неполные квадратные уравнения 1 Неполные квадратные уравнения 1 Теорема Виета 1 Теорема Виета Разложение квадратного 1 трехчлена на множители Разложение квадратного 1 трехчлена на множители Контрольная работа №3по теме 1 «Квадратные уравнения» Разложение квадратного 1 трехчлена на множители Система уравнений (16 ч) 8 13.11 15.11 17.11 20.11 22.11 24.11 27.11 29.11 01.12 04.12 06.12 08.12 11.12 13.12 15.12 18.12 20.12 22.12 25.12 27.12 29.12 10.01 12.01 15.01 17.01 19.01 22.01 24.01 26.01 29.01 31.01 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Линейное уравнение с двумя 1 переменными. График линейного уравнения Линейное уравнение с двумя 1 переменными. График линейного уравнения 1 Уравнение вида y=kx+l 1 Уравнение вида y=kx+l Системы уравнений. Решение 1 систем способом сложения Системы уравнений. Решение 1 систем способом сложения Системы уравнений. Решение 1 систем способом сложения Решение систем способом 1 подстановки Решение систем способом 1 подстановки Решение задач с помощью систем 1 уравнений Решение задач с помощью систем 1 уравнений Решение задач с помощью систем 1 уравнений Задачи на координатной 1 плоскости Задачи на координатной 1 плоскости Контрольная работа №4 по теме 1 «Системы уравнений» Решение задач с помощью систем 1 уравнений Функции (13 часов) 1 Чтение графиков 1 Что такое функция 1 Что такое функция 1 График функции 1 График функции 1 Свойства функции 1 Свойства функции 1 Линейная функция 1 Линейная функция 1 Функция y=k/x и ее график 1 Функция y=k/x и ее график Контрольная работа №5 по теме 1 «Функции» 1 Чтение графиков Вероятность и статистика (5 ч) 1 Статистические характеристики 9 02.02 05.02 07.02 09.02 12.02 14.02 16.02 19.02 21.02 26.02 28.02 01.03 04.03 06.03 11.03 13.03 15.03 18.03 20.03 22.03 01.04 03.04 05.04 08.04 10.04 12.04 15.04 17.04 19.04 22.04 24.04 26.04 93 1 Статистические характеристики Вероятность равновозможных 1 событий Вероятность равновозможных 1 событий Сложные эксперименты. 1 Геометрические вероятности Повторение 8часов Алгебраические дроби. 1 94 Квадратные корни. 1 08.05 1 1 1 13.05 15.05 17.05 1 1 1 20.05 22.05 24.05 89 90 91 92 Квадратные уравнения. Системы уравнений Квадратные корни. Системы уравнений 98 Итоговая контрольная работа 99 Квадратные уравнения. 100 Квадратные уравнения. 95 96 97 27.04 06.05 В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ и расписанием уроков на 2023-2024 учебный год на изучение алгебры в 8 классе выделено 3 часа в неделю-102 часа в год. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023-2024 гг.») в тематическом планировании произошло уплотнение учебного материала до 100 часов тема «Повторение» уменьшена на 2 часа. 10 11