I.Планируемые результаты освоения курса алгебры 9 класса Изучение алгебры дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: в личностном направлении: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимми, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 7) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; 8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные нули достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; 4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; 5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 2 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 11) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 12) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 13) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки; 14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 15) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; предметные: 1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; 2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; 3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; 3 5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; 6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; 7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий; 8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Обучающийся научится: составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы; решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы, решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики; Обучающийся получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -сравнивать и оценивать значение выражений, доказывать неравенства, знать свойства числовых неравенств и применять их при решении задач; -знать понятие квадратичной функции, описывать её свойства, строить график квадратичной функции, по графику читать её свойства; - вырабатывать умение решать квадратные неравенства, опираясь на графическое представление; - находить область определения рациональных выражений; 4 -решать целые и дробные уравнения с одной переменной; решать системы уравнений с двумя переменными, содержащих одно уравнение первой, другое – второй степени; -решать текстовые задачи с помощью уравнений и систем уравнений; -вычислять сумму первых n членов арифметической и геометрической прогрессий; решать задачи на простые и сложные проценты I. Содержание учебного предмета 1.Неравенства. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность. Основная цель — познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. 2.Квадратичная функция Функция у = ах2 + bх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Основная цель — познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства, сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств. 3.Уравнения и системы уравнений Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений. Основная цель — систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной. 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n – го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты. Основная цель — расширить представления, учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты. 5. Статистические исследования 5 Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Основная цель — сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов. II. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тематическое планирование Тема раздела и тема урока Количество часов Неравенства 22 часа Повторение курса 8 класса. 1 Преобразование рациональных выражений. Степень и ее свойства Повторение курса 8 класса. 1 Свойства арифметических корней. Решение квадратных уравнений, систем уравнений. Функции. Входная контрольная работа 1 Действительные числа. 1 Действительные числа. 1 Действительные числа. 1 Общие свойства неравенств. 1 Общие свойства неравенств. 1 Решение линейных неравенств. 1 Решение линейных неравенств. 1 Решение линейных неравенств. 1 Решение линейных неравенств. 1 Решение линейных неравенств. 1 Решение систем линейных 1 неравенств. Решение систем линейных 1 неравенств. Решение систем линейных 1 неравенств. Доказательство неравенств. 1 Доказательство неравенств. 1 Доказательство неравенств. 1 Что означают слова «с точностью 1 до …» Что означают слова «с точностью 1 до …» Контрольная работа № 1 по теме 1 «Неравенства» Квадратичная функция 20 часов Какую функцию называют 1 квадратичной. Какую функцию называют 1 6 Дата урока п ф 01.09 04.09 05.09 08.09 11.09 12.09 15.09 18.09 19.09 22.09 25.09 26.09 29.09 02.10 03.10 06.10 09.10 10.10 13.10 16.10 17.10 20.10 23.10 24.10 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 квадратичной. Какую функцию называют 1 квадратичной. Какую функцию называют 1 квадратичной. График и свойства функции 1 2 у = ах График и свойства функции 1 2 у = ах Сдвиг графика функции 1 2 у = ах вдоль осей координат. Сдвиг графика функции 1 2 у = ах вдоль осей координат. Сдвиг графика функции 1 2 у = ах вдоль осей координат. Сдвиг графика функции 1 2 у = ах вдоль осей координат. Сдвиг графика функции 1 2 у = ах вдоль осей координат. График функции у = ах2 + bх + с. 1 2 График функции у = ах + bх + с. 1 2 График функции у = ах + bх + с. 1 2 График функции у = ах + bх + с. 1 Квадратные неравенства. 1 Квадратные неравенства. 1 Квадратные неравенства. 1 Квадратные неравенства. 1 Контрольная работа № 2 по теме 1 «Квадратичная функция» Уравнения и системы неравенств 25 часов Рациональные выражения. 1 Рациональные выражения. 1 Рациональные выражения. 1 Рациональные выражения. 1 Целые уравнения. 1 Целые уравнения. Дробные уравнения. Дробные уравнения. Дробные уравнения. Дробные уравнения. Решение текстовых задач с помощью составления дробных уравнений Решение текстовых задач с помощью составления дробных уравнений Решение текстовых задач с помощью составления дробных уравнений Решение текстовых задач с 27.10 07.11 10.11 13.11 14.11 17.11 20.11 21.11 24.11 27.11 28.11 01.12 04.12 05.12 08.12 11.12 12.12 15.12 18.12 19.12 22.12 25.12 26.12 1 1 1 1 1 1 29.12 09.01 12.01 15.01 16.01 19.01 1 22.01 1 23.01 1 26.01 7 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 помощью составления дробных уравнений Контрольная работа № 3 по теме 1 29.01 «Уравнения» Системы уравнений с двумя 1 30.01 переменными. Системы уравнений с двумя пере1 02.02 менными. Системы уравнений с двумя пере1 05.02 менными. Системы уравнений с двумя пере1 06.02 менными. Решение задач с помощью систем 1 09.02 уравнений. Решение задач с помощью 1 12.02 систем уравнений. Графическое исследование 1 13.02 уравнений. Графическое исследование 1 16.02 уравнений. Графическое исследование 1 19.02 уравнений. Контрольная работа № 4 по теме 1 20.02 «Системы уравнений» Арифметическая и геометрическая прогрессии 17 часов Числовые последовательности. 1 26.02 Числовые последовательности. 1 27.02 Арифметическая прогрессия. 1 01.03 Арифметическая прогрессия. 1 04.03 Арифметическая прогрессия. 1 05.03 Сумма первых n членов 1 11.03 арифметической прогрессии. Сумма первых n членов 1 12.03 арифметической прогрессии. Сумма первых n членов 1 15.03 арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. 1 18.03 Геометрическая прогрессия. 1 19.03 Геометрическая прогрессия. 1 22.03 Сумма первых n членов 1 01.04 геометрической прогрессии. Сумма первых n членов 1 02.04 геометрической прогрессии. Простые и сложные проценты. 1 05.04 Простые и сложные проценты. 1 Простые и сложные проценты. 1 08.04 Контрольная работа № 5 по теме 1 09.04 «Арифметическая и геометрическая прогрессия» Статистические исследования 8 часов Выборочные исследования. 1 12.04 8 86 Выборочные исследования. 1 15.04 87 Интервальный ряд. Гистограмма. 1 16.04 88 Интервальный ряд. Гистограмма. 1 19.04 89 Характеристики разброса. 1 22.04 90 Характеристики разброса. 1 23.04 91 Статистическое оценивание и прогноз. 1 26.04 92 Статистическое оценивание и 1 прогноз. Повторение 9 часов 1 Итоговая контрольная работа 27.04 Квадратичная функция. 1 06.05 1 1 07.05 13.05. 1 1 1 1 1 14.05 17.05 20.05 21.05 24.05 93 94 Уравнения и системы уравнений. Арифметическая и геометрическая прогрессии 97 Статистика и вероятность. 98 Статистика и вероятность. 99 Неравенства 100 Неравенства 101 Уравнения и системы уравнений. 95 96 03.05 В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ и расписанием уроков на 2023-2024 учебный год на изучение алгебры в 9 классе выделено 3 часа в неделю-102 часа в год. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в тематическом планировании произошло уплотнение учебного материала до 101 часов, тема «Повторение» уменьшена на 1 час. 9 10