I. Планируемые результаты освоения геометрии в 9 классе в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемой ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение в различных источниках находить информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; в предметном направлении: 2 овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления: умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать языки математики; умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; умение распознавать виды математических утверждений; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах; умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей. В результате изучения геометрии, обучающийся получит возможность распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами; вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. Использовать приобретённые повседневной жизни для: знания и 3 умения в практической деятельности и описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)4 построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). II. Содержание учебного предмета. 1. Векторы. Метод координат. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. 3. Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. 4. Движения. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. 5. Об аксиомах планиметрии. Беседа об аксиомах геометрии. Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данном разделе рассматривается о различных системах геометрии. В частности о различных способах введения понятия равенства фигур. 6. Итоговое повторение. Решение задач. 4 III. Тематическое планирование № Наименование раздела и п/п Темы урока 1 Векторы Понятие вектора. Равенство 1 векторов. Откладывание вектора от данной точки. 2 3 Дата кол-во часов п 8часов 06.09 Сумма двух векторов. Законы 1 сложения векторов. Сумма нескольких векторов. 1 Правило параллелограмма. 07.09 13.09 4 Вычитание векторов. 1 5 Сложение и вычитание векторов в решении задач. 1 6 Произведение вектора на число. 1 7 Применение векторов к решению задач. 1 8 Средняя линия трапеции. 1 9 Метод координат 11 часов Разложение вектора по двум 1 04.10 неколлинеарным векторам. 10 Координаты вектора. 1 11 Координаты вектора. Решение задач. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой. 1 12 13 14 15 16 14.09 20.09 21.09 27.09 28.09 05.10 11.10 1 12.10 1 18.10 1 19.10 25.10 Уравнение окружности и прямой в решении задач. 26.10 5 ф 17 Решение задач по теме: Векторы. Метод координат. 1 18 Решение задач по теме: Векторы. Метод координат. 1 19 23 1 Контрольная работа №1 «Векторы. Метод 15.11 координат». Соотношения между сторонами и углами треугольника 13 часов Синус, косинус, тангенс угла. 1 Основное 16.11 тригонометрическое тождество. 1 Синус, косинус, тангенс. 22.11 Формулы приведения. 1 Теорема о площади 23.11 треугольника. 1 Теорема синусов. 24 Теорема косинусов. 25 Решение задач «Соотношения 1 между сторонами и углами треугольника» 1 Решение треугольников. 20 21 22 26 27 28 29 30 31 32 33 08.11 09.11 29.11 1 30.11 06.12 07.12 1 Решение треугольников. Измерительные работы. 1 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. 1 Скалярное произведение векторов в координатах. 1 Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». 1 Контрольная работа №2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». 1 Решение дополнительных задач по теме Длина окружности и площадь круга Правильный многоугольник. 1 6 13.12 14.12 20.12 21.12 27.12 28.12 12 часов 10.01 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 1 Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Решение задач по теме «Правильные многоугольники». Длина окружности. 1 17.01 1 24.01 1 49 Поворот. 1 50 Решение задач по теме «Параллельный перенос и поворот». Решение задач по теме «Движение». 1 51 25.01 Длина окружности в решении 1 задач. 1 Площадь круга и кругового сектора 1 Площадь круга и кругового сектора в решении задач. 1 Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга». 1 Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга». 1 Решение дополнительных задач по теме. Движение 10 часов 1 Понятие движения 48 47 18.01 1 Понятие движения. Решение 1 задач. Понятие движения. Задачи на 1 построение симметричных фигур. 1 Параллельный перенос. 46 11.01 31.01 01.02 07.02 08.02 14.02 15.02 21.02 22.02 28.02 29.02 06.03 07.03 1 13.03 7 1 53 Контрольная работа «Движение» Об аксиомах планиметрии. 54 Об аксиомах планиметрии. 1 52 1 Параллельные прямые. 56 Треугольники. 1 57 1 58 Признаки равенства и подобия треугольников. Площадь треугольника. 59 Окружность. 1 60 Центральные и вписанные углы. Центральные и вписанные углы. Четырехугольники. 1 1 64 Четырехугольники. Многоугольники. Площади многоугольников 65 Площади многоугольников 1 66 Площади многоугольников 1 67 Площади многоугольников 1 68 Площади многоугольников 1 62 63 20.03 21.03 Повторение – 13 часов 1 55 61 14.03 03.04 04.04 10.04 1 11.04 17.04 18.04 1 24.04 1 25.04 02.05 1 08.05 15.05 16.05 22.05 23.05 В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ и расписанием уроков на 2023-2024 учебный год на изучение геометрии в 9 классе выделено 2 часа в неделю68часов в год. 8 9