Ростовская область Кашарский район х. Талловеров Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Финансовая грамотность» на 2023-2024 учебный год Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс Количество часов - 1 час в неделю , всего 33часа Учитель: Пудова Татьяна Петровна Категория: высшая квалификационная Программа разработана на основе: учебной программы «Финансовая грамотность»: 5–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: Вита-Пресс, 2017. I.Планируемые результаты освоение курса « Финансовая грамотность» 8 класс Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; •развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; •адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В результате изучения курса обучающиеся должны: знать/понимать: - понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; — владение знанием: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. Уметь: – пользоваться дебетовой картой; – определять причины роста инфляции; – рассчитывать личный и семейный доход; – читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи; – считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; – вести учёт доходов и расходов; – развивать критическое мышление. II.Содержание курса « Финансовая грамотность» 8класс. Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч) Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч) Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3ч) Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений. Итого:33 часа III. Тематическое планирование учебного курса Наименование раздела. Тема урока № Всего Дата часов проведения темы план Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч) 1 Деньги: что это такое? 1 01.09 2 Что может происходить с деньгами и как это 1 08.09 влияет на финансы нашей семьи 3 Какие бывают источники доходов 1 15.09 4 От чего зависят личные и семейные доходы 1 22.09 5 Как контролировать семейные расходы и зачем 1 29.09 это делать. 6 Что такое семейный бюджет и как его построить 1 06.10 7 Как оптимизировать семейный бюджет 1 13.10 8 Практическая работа «Бюджет моей семьи» 1 20.10 Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) 9 Для чего нужны финансовые организации 10-11 Как 12 увеличить семейные расходы 1 27.10 с 2 10.11 использованием финансовых организаций 17.11 Для финансовое 1 24.11 Как осуществлять финансовое планирование на 2 01.12 разных жизненных этапах 08.12 чего нужно осуществлять планирование 13-14 15 Онлайн урок по теме. 1 15.12 Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч) 16 ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 1 22.12 17-18 ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и 2 29.12 техногенные катастрофы 12.01 19 Чем поможет страхование 1 19.01 20-21 Какие бывают финансовые риски 2 26.01 факт 02.02 22 Что такое финансовые пирамиды 1 09.02 Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) 23 Что такое банк и чем он может быть вам полезен 1 16.02 24 Польза и риски банковских карт 1 01.03 25 Что такое бизнес 1 15.03 26-27 Как создать свое дело 2 22.03 05.04 28 Что такое валютный рынок и как он устроен 1 12.04 29 Можно ли выиграть, размещая сбережения в 1 19.04 валюте 30 Практическая работа: «Валюта: доходы или 1 26.04 расходы» Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3ч) 31-32 Что такое налоги и зачем их платить 2 03.05 17.05 33 Какие налоги мы платим 1 Итого 33 24.05 В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по внеурочной деятельности в 8 классе составляет 1 час в неделю - 34 часа в год. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями(Проект Постановления Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2023году “) произошло уплотнение учебного материала до 33 часа в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 33 часа.