Внеурочная деятельность Финансовая грамотность 8 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Финансовая грамотность»
на 2023-2024 учебный год

Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов - 1 час в неделю , всего 33часа

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе: учебной программы «Финансовая грамотность»: 5–9
классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:
Вита-Пресс, 2017.

I.Планируемые результаты освоение курса « Финансовая грамотность» 8 класс

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических
ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
•овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
•адекватное

восприятие

предложений

товарищей,

учителей,

родителей;

коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать:

- понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий
капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые
риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических
лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Уметь:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.

II.Содержание курса « Финансовая грамотность» 8класс.

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия
денег;
из чего состоит денежная масса;
способов влияния государства на инфляцию;
структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных
трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание
возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;
страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных
случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация,
банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое
мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники
финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка
лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания
бизнеса и способы защиты от банкротства;
иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных
финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как
мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются
курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система;
пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые);
способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

Итого:33 часа
III. Тематическое планирование учебного курса

Наименование раздела. Тема урока

№

Всего

Дата

часов

проведения

темы

план
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

1

Деньги: что это такое?

1

01.09

2

Что может происходить с деньгами и как это 1

08.09

влияет на финансы нашей семьи

3

Какие бывают источники доходов

1

15.09

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

22.09

5

Как контролировать семейные расходы и зачем 1

29.09

это делать.
6

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

06.10

7

Как оптимизировать семейный бюджет

1

13.10

8

Практическая работа «Бюджет моей семьи»

1

20.10

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)
9

Для чего нужны финансовые организации

10-11

Как

12

увеличить

семейные

расходы

1

27.10

с 2

10.11

использованием финансовых организаций

17.11

Для

финансовое 1

24.11

Как осуществлять финансовое планирование на 2

01.12

разных жизненных этапах

08.12

чего

нужно

осуществлять

планирование
13-14

15

Онлайн урок по теме.

1

15.12

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
16

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

22.12

17-18

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и 2

29.12

техногенные катастрофы

12.01

19

Чем поможет страхование

1

19.01

20-21

Какие бывают финансовые риски

2

26.01

факт

02.02
22

Что такое финансовые пирамиды

1

09.02

Раздел 4. Семья и финансовые организации:
как сотрудничать без проблем (8 ч)
23

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

16.02

24

Польза и риски банковских карт

1

01.03

25

Что такое бизнес

1

15.03

26-27

Как создать свое дело

2

22.03
05.04

28

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

12.04

29

Можно ли выиграть, размещая сбережения в 1

19.04

валюте
30

Практическая работа:

«Валюта:

доходы или 1

26.04

расходы»
Раздел 5. Человек и государство: как они
взаимодействуют (3ч)
31-32

Что такое налоги и зачем их платить

2

03.05
17.05

33

Какие налоги мы платим

1

Итого

33

24.05

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по внеурочной
деятельности в 8 классе составляет 1 час в неделю - 34 часа в год. В связи с
праздничными днями и перенесенными выходными днями(Проект Постановления
Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2023году “) произошло уплотнение
учебного материала до 33 часа в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём
интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 33 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».