Внеурочная деятельнось Финансовая грамотность 10 класс

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Финансовая грамотность»
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 10 класс
Количество часов - 1 час в неделю в 10 классе, всего 34 часа

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе: Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 10-11 классы общеобразовательных организаций, экономический профиль / Е.
Б.Лавренова, — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций,
экономический профиль. / А.П. Киреев. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

I.Планируемые результаты освоение курса « Финансовая грамотность» 10 класс
Личностные результаты :
1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности.
3) готовность к служению Отечеству
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, включающее в себя как достижения формационного
подхода к исторической науке, так и цивилизационного.
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;

13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни, подчерпнутое из культуры России.

Предметные результаты :
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности
экономических
институтов, их
роли в
социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике;
Метапредметные результаты :
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение
основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
13)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых
предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное
обучение на следующем уровне общего образования.

II.Содержание учебного курса « Финансовая грамотность» 10класс
Тема 1. Личное финансовое планирование.( 6ч)
Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк
России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей
финансовых услуг. Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое
планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные),
расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Составление
текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; Составление
личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса
личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана; • Минипроекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»;
«Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Тема 2. Депозит.( 4ч )
Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции,
банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по
депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией,
банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
«Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного
договора»; Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах
в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых
организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных
критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
Миниисследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и
перспективных финансовых задач».
Тема 3. Кредит. (5ч)
Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность,
срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная
ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению
(потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и
аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика,
микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй,
минимальный платеж по кредиту. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых
рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при

приобретении ее в кредит»; «Отбор критериев для анализа информации о банке и
предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»;
«Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых
критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»; «Анализ
преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Тема 4. Расчетно-кассовые операции. (3ч)
Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские
карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом,
риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. «Заключаем договор о
банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного
поведения владельца банковской карты»; • Мини-проект. «Безопасное использование
интернет-банкинга и электронных денег».
Тема 5. Страхование. (4ч)
Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель,
страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни,
страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества,
страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность,
страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока
страхования и других факторов; Развитие навыков планирования и прогнозирования.
Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых
услуг; «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и
предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для
заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и
страхователя; Мини-проект. «Действия страховщика.
Тема 6. Инвестиции. (4ч)
Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные
инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность,
соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент
управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и
фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикум.
Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств,
предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового
рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.); Практикум. Расчет
доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; Формирование представлений о
способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей; «Разработка
собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор
инструментов для ее реализации»; «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов
по уровню доходности, ликвидности и риска»;
«Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для
любителей».
Тема 7. Пенсии. (2ч)
Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его
функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия,
корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Развитие навыков планирования и прогнозирования; «Сравнительный анализ доступных

финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений». Тема
Тема8. Налоги. (2ч)
Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения
(пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога,
налоговая декларация, налоговые вычеты. Формирование практических навыков по
оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения
налоговых выплат физических лиц; Формирование практических навыков получения
социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на
приобретение имущества, образование, лечение и др.
Тема 9. Пирамиды и финансовое мошенничество. (4ч)
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по
телефону, при операциях с наличными. Формирование навыков безопасного поведения
потребителя на финансовом рынке.

Итого:34 часа

Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Кол- Дата
во
проведения
часов План Факт

Тема 1.Личное финансовое планирование
Человеческий капитал.
Способы принятия решений в условиях ограниченности
ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия
решений
Домашняя бухгалтерия.
Личный бюджет. Структура, способы составления
Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия
и способы их достижения
Деловой практикум. Составляем личный
финансовый план и бюджет
Тема 2.Депозит

6
1
1

07.09
14.09

1
1
1

21.09
28.09
05.10

1

12.10

7

Банк и банковские депозиты.

1

19.10

8

Влияние
инфляции на стоимость активов
Как собирать и анализировать информацию о банке и
банковских продуктах
Как читать и заключать договор с банком.
Управление рисками по депозиту
Тема 3.Кредит

1

26.10

1

09.11

1

16.11

Кредиты, виды банковских кредитов
для физических лиц. Принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность
Из чего складывается плата за кредит. Как
собирать и анализировать информацию о
кредитных продуктах

1

23.11

1

30.11

1
2

3
4
5
6

9
10

11

12

4

5

Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и
анализировать кредитный договор. Кредитная история.
Коллекторские агентства, их права и обязанности
Кредит как часть личного финансового плана.
Типичные ошибки при использовании кредита.
Практикум: кейс «Покупка машины»

1

07.12

1

14.12

1

21.12

Тема 4.Рассчетно-кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег —банковские
операции для физических лиц
Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные
карты, электронные деньги — правила безопасности при
пользовании банкоматом

3
1

28.12

1

11.01

Формы дистанционного банковского обслуживания —
правила безопасного поведения при пользовании
интернет-банкингом
Тема 5.Страхование

1

18.01

19

Страховые услуги, страховые риски, участники договора
страхования. Учимся понимать договор страхования

1

25.01

20

Виды страхования в России. Страховые компании и их
услуги для физических лиц
Как использовать страхование в повседневной жизни
Практикум. Кейс «Страхование жизни»
Тема 6.Инвестиции
Что такое инвестиции, способы инвестирования,
доступные физическим лицам. Сроки и доходность
инвестиций
Виды финансовых продуктов для различных
финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в
зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как
управлять инвестиционными рисками? Диверсификация
активов как способ снижения рисков
Фондовый рынок и его инструменты. Как делать
инвестиции. Как анализировать информацию об
инвестировании денежных средств, предоставляемую
различными информационными источниками и
структурами финансового рынка. Как сформировать
инвестиционный портфель.
Место инвестиций в личном финансовом плане

1

01.02

1
1
4
1

08.02
15.02

1

29.02

1

07.03

13

14
15

16
17

18

21
22
23

24

25

4

22.02

26
27

28

29

30
31

32

33
34

Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
Тема 7.Пенсии
Что такое пенсия. Как работает государственная
пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и
страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как
они работают

1
2
1

21.03

Как сформировать индивидуальный пенсионный
капитал? Место пенсионных накоплений в личном
бюджете и личном финансовом плане
Тема8.Налоги

1

04.04

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система
в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная
налоговые системы. Виды налогов для физических лиц
Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты
Тема 9.Пирамиды и финансовое мошенничество
Основные признаки и виды финансовых пирамид,
правила личной финансовой безопасности, виды
финансового мошенничества.
Мошенничества с банковскими картами и с кредитами

14.03

2
1

11.04

1
4
1

18.04
25.04

1

02.05

Мошенничества с инвестиционными инструментами.
Финансовые пирамиды
Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

1

16.05

1

23.05

Итого

34

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков
на 2023-2024 учебный год количество часов по внеурочной деятельности в 10 классе составляет 1 час
в неделю - 34 часа в год. Программа будет пройдена за 34 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».