Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») (далее
соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень
(кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и
элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в
ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной
деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка /к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 270 часов
(два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68
часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Человек и общество.
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа.
Природа ‒ среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в Интернете (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в
живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые,
рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах
изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать
различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять
ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу
Российской Федерации, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа
жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность
использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими
детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования
электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
3 КЛАСС
Человек и общество.
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒ Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа.
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение
воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных
сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное
поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий,
защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки
и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и
океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах,
таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
знать понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
знать понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан,
модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
знать понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты
с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах
и явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в
разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и
опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными образовательными и информационными ресурсами.
Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с
богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
1.1
Школа. Школьная жизнь.
3
1.2
Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
1.3
Россия - наша Родина.
11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Природа - среда обитания человека.
Взаимосвязи между человеком и
природой.
13
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
2.2
Растительный мир.
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
2.3
Мир животных. Разные группы
животных.
15
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Итого по разделу
37
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3.2
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети
Интернет
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Итого по разделу
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская
Федерация
14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья - коллектив
близких, родных людей
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Страны и народы мира
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения
природы. Разнообразие
веществ в окружающем
мире
11
2.2
Бактерии, грибы и их
разнообразие
2
2.3
Разнообразие растений
7
2.4
Разнообразие животных
7
2.5
Природные сообщества
3
2.6
Человек - часть природы
5
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
3.2
Правила безопасного
поведения пассажира.
Безопасность в сети
"Интернет"
5
Итого по разделу
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАССЫ, В
2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количес
тво
часов
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными
помещениями
1
02.09.2025
2
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
1
Библиотека ЦОК
05.09.2025 https://m.edsoo.ru/
3
Наша Родина: от края и до края.
Символы России
1
Библиотека ЦОК
09.09.2025 https://m.edsoo.ru/
4
Народы России. Народов дружная
семья
1
Библиотека ЦОК
12.09.2025 https://m.edsoo.ru/
5
Путешествие по родному краю
1
Библиотека ЦОК
16.09.2025 https://m.edsoo.ru/
6
Отражение в предметах
декоративного искусства
природных условий жизни и
традиций народов РФ
1
19.09.2025
7
Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы
1
Библиотека ЦОК
23.09.2025 https://m.edsoo.ru/
8
Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?
1
Библиотека ЦОК
26.09.2025 https://m.edsoo.ru/
9
Объекты живой природы.
Сравнение объектов неживой и
живой природы: выделение
различий
10
Дикорастущие и культурные
растения вокруг нас. Сходство и
различия дикорастущих и
культурных растений
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
30.09.2025
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
03.10.2025
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
07.10.2025 https://m.edsoo.ru/
11
Явления и объекты неживой
природы
12
Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество
1
10.10.2025 https://m.edsoo.ru/
13
Что мы знаем о растениях? Что
общего у разных растений?
1
Библиотека ЦОК
14.10.2025 https://m.edsoo.ru/
14
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для
жизни растения
1
17.10.2025 https://m.edsoo.ru/
15
Комнатные растения. Растения в
твоём доме: краткое описание
1
Библиотека ЦОК
21.10.2025 https://m.edsoo.ru/
16
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
1
Библиотека ЦОК
24.10.2025 https://m.edsoo.ru/
17
Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание
1
Библиотека ЦОК
07.11.2025 https://m.edsoo.ru/
18
Особенности лиственных
растений: узнавание, краткое
описание. Лиственные растения
нашего края
19
Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание.
Хвойные растения нашего края
20
Мир животных: насекомые
(узнавание, называние). Главная
особенность этой группы
животных
1
18.11.2025
21
Насекомые: сравнение, краткое
описание внешнего вида
1
Библиотека ЦОК
21.11.2025 https://m.edsoo.ru/
22
Какие звери живут в морях и
океанах? Морские звери:
узнавание, называние, краткое
описание
23
Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение,
краткое описание)
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
11.11.2025
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
14.11.2025 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
25.11.2025
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
28.11.2025 https://m.edsoo.ru/
24
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность
этой группы животных
Библиотека ЦОК
25
Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение места
обитания, способа питания
26
Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое
описание)
27
Мир животных: чем похожи все
звери: главная особенность этой
группы животных. Забота зверей о
своих детёнышах
1
12.12.2025
28
Знакомься: электронные ресурсы
школы
1
Библиотека ЦОК
16.12.2025 https://m.edsoo.ru/
29
Ты – пешеход!
1
Библиотека ЦОК
19.12.2025 https://m.edsoo.ru/
30
Знаки дорожного движения
1
Библиотека ЦОК
23.12.2025 https://m.edsoo.ru/
31
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о
родном крае: название. Моя малая
родина
1
26.12.2025
32
Культурные объекты родного края
1
Библиотека ЦОК
30.12.2025 https://m.edsoo.ru/
33
Домашние и дикие животные.
Различия в условиях жизни
1
Библиотека ЦОК
13.01.2026 https://m.edsoo.ru/
34
Повторение изученного по разделу
«Человек и общество»
1
Библиотека ЦОК
16.01.2026 https://m.edsoo.ru/
35
Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи
1
Библиотека ЦОК
20.01.2026 https://m.edsoo.ru/
36
Значение природы в жизни людей
1
Библиотека ЦОК
23.01.2026 https://m.edsoo.ru/
37
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
1
02.12.2025 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
05.12.2025 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
09.12.2025 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
27.01.2026 https://m.edsoo.ru/
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
38
Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений
39
Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как
способы определения состояния
погоды
40
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в
разных условиях (в комнате, на
улице)
1
Библиотека ЦОК
30.01.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
03.02.2026
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
06.02.2026
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
41
Откуда в снежках грязь?
1
17.02.2026 https://m.edsoo.ru/
42
Как живут растения?
1
Библиотека ЦОК
19.02.2026 https://m.edsoo.ru/
43
Многообразие мира животных.
Какие животные живут в нашем
регионе?
44
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
осенью
1
26.02.2026
45
Откуда берётся и куда девается
мусор?
1
Библиотека ЦОК
03.03.2026 https://m.edsoo.ru/
46
Классный коллектив. Мои друзья
– одноклассники. Правила
совместной деятельности
47
Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного
труда, отдыха
48
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
зимой
1
13.03.2026
49
Мир животных. Где живут белые
медведи?
1
Библиотека ЦОК
17.03.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
24.02.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
06.03.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
10.03.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
20.03.2026 https://m.edsoo.ru/
50
Мир животных. Где живут слоны?
51
Мир животных. Перелётные и
зимующие птицы. Где зимуют
птицы?
52
Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
1
27.03.2026 https://m.edsoo.ru/
53
Труд людей родного края
1
Библиотека ЦОК
07.04.2026 https://m.edsoo.ru/
54
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
1
Библиотека ЦОК
10.04.2026 https://m.edsoo.ru/
55
Повторение изученного по разделу
«Человек и природа»
1
Библиотека ЦОК
14.04.2026 https://m.edsoo.ru/
56
Мир животных. Почему мы любим
кошек и собак?
1
Библиотека ЦОК
17.04.2026 https://m.edsoo.ru/
57
Прогулки на природе. Правила
поведения в природе
1
Библиотека ЦОК
21.04.2026 https://m.edsoo.ru/
58
Зачем нужна вежливость?
1
Библиотека ЦОК
24.04.2026 https://m.edsoo.ru/
59
Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда и
отдыха в режиме первоклассника
60
Правила здорового питания.
Состав пищи, обеспечивающий
рост и развитие ребенка 6-7 лет.
Правила поведения за столом
61
Предметы личной гигиены.
Закаливание организма солнцем,
воздухом, водой. Условия и
правила закаливания
62
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
весной
1
12.05.2026
63
Зачем люди осваивают космос?
1
Библиотека ЦОК
15.05.2026 https://m.edsoo.ru/
1
Библиотека ЦОК
1
24.03.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
28.04.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
05.05.2026
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
1
08.05.2026
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
19.05.2026 https://m.edsoo.ru/
64
Труд и быт людей в разные
времена года
65
Кто заботится о домашних
животных. Профессии людей,
которые заботятся о животных.
Мои домашние питомцы
1
22.05.2026
66
Повторение изученного в 1 классе
1
Библиотека ЦОК
26.05.2026 https://m.edsoo.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
66
https://m.edsoo.ru/
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количес
тво
часов
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
Безопасная информационная среда
1
02.09.2025
2
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
05.09.2025
3
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
1
09.09.2025
4
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
1
12.09.2025
5
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком –
пруд, поле, парк, огород
6
Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения
1
19.09.2025 https://m.edsoo.ru/
7
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа
1
23.09.2025
8
Что такое общество?
1
26.09.2025
9
Наша Родина – Российская
Федерация Государственная
символика Российской Федерации.
Уважение к государственным
символам России
1
30.09.2025
10
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
1
Библиотека ЦОК
03.10.2025 https://m.edsoo.ru/
11
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
Библиотека ЦОК
1
16.09.2025 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
1
07.10.2025
12
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
Библиотека ЦОК
1
10.10.2025 https://m.edsoo.ru/
13
Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
1
14.10.2025
14
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
1
17.10.2025
15
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
1
21.10.2025
16
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
1
24.10.2025
17
Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе
1
07.11.2025
18
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
1
11.11.2025
19
Почва, её состав. Значение для
живой природы
1
14.11.2025
20
Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
1
18.11.2025
21
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
1
21.11.2025
22
Растение как живой организм
1
25.11.2025
23
Как растения размножаются?
1
28.11.2025
24
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
02.12.2025
25
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям
1
05.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
26
Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных
1
09.12.2025
27
Особенности питания животных.
Цепи питания
1
12.12.2025
28
Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей
1
16.12.2025
29
Роль животных в природе и жизни
людей
1
19.12.2025
30
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
1
23.12.2025
31
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика
1
26.12.2025
32
Контроль по теме «Многообразие
растений и животных»
1
30.12.2025
33
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
1
13.01.2026
34
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
1
16.01.2026
35
Органы чувств, их роль в жизни
человека
1
20.01.2026
36
Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека
1
23.01.2026
37
Пищеварительная система и её роль
в жизни человека
1
27.01.2026
38
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
1
30.01.2026
39
Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека
1
03.02.2026
40
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
1
06.02.2026
41
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз
1
10.02.2026
42
Контроль по теме «Человек – часть
природы. Строение тела человека»
1
13.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
43
Знаки безопасности во дворе жилого
дома. Безопасность в доме
1
17.02.2026
44
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
1
19.02.2026
45
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
1
24.02.2026
46
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома
1
26.02.2026
47
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
1
03.03.2026
48
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
1
06.03.2026
49
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
1
10.03.2026
50
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
1
13.03.2026
51
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона
1
17.03.2026
52
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
1
20.03.2026
53
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве
1
24.03.2026 https://m.edsoo.ru/
54
Семья: традиции, праздники.
Государственный бюджет
1
Библиотека ЦОК
27.03.2026 https://m.edsoo.ru/
55
Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека. Повседневные
заботы семьи
1
07.04.2026 https://m.edsoo.ru/
56
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
1
10.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
57
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
1
14.04.2026
58
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
1
17.04.2026
59
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
1
21.04.2026
60
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
1
Библиотека ЦОК
24.04.2026 https://m.edsoo.ru/
61
Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)
1
Библиотека ЦОК
28.04.2026 https://m.edsoo.ru/
62
Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)
1
Библиотека ЦОК
05.05.2026 https://m.edsoo.ru/
63
Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль
1
Библиотека ЦОК
08.05.2026 https://m.edsoo.ru/
64
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга
65
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
1
15.05.2026 https://m.edsoo.ru/
66
Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона
1
19.05.2026
67
Контроль по теме «Наша Родина –
Российская Федерация»
1
Библиотека ЦОК
22.05.2026 https://m.edsoo.ru/
68
Повторение по итогам обучения в 3
классе
1
Библиотека ЦОК
26.05.2026 https://m.edsoo.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
Библиотека ЦОК
1
12.05.2026 https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения
основной образовательной программы начального
общего образования
Человек и общество
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени,
1
отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и
адрес своей школы
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
2
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе
3
воспроизводить
название
своего
населённого
пункта,
региона, страны
приводить примеры культурных объектов родного края,
4
школьных традиций и праздников, традиций и ценностей
своей семьи, профессий
Человек и природа
различать объекты живой и неживой природы, объекты,
5
созданные человеком, и природные материалы, части
растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)
описывать
на
распространённые
основе
в
опорных
родном
крае
слов
наиболее
дикорастущие
и
культурные растения, диких и домашних животных;
6
сезонные
явления
в
разные
времена
года;
деревья,
кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные
признаки
7
применять правила ухода за комнатными растениями и
домашними животными
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
8
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за
сезонными изменениями в природе своей местности),
измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха) и опыты под руководством учителя
9
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе
оценивать ситуации, раскрывающие
10
положительное
и
негативное отношение к природе; правила поведения в быту,
в общественных местах
Правила безопасной жизнедеятельности
11
12
13
соблюдать
правила
безопасности
на
учебном
месте
обучающегося; во время наблюдений и опытов;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе
безопасно
пользоваться
бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств,
14
оснащенных экраном; с помощью взрослых (учителя,
родителей)
пользоваться
электронными
электронным
образовательными
и
дневником
и
информационными
ресурсами.
3 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения
основной образовательной программы начального
общего образования
Человек и общество
различать
1
государственную
символику
Российской
Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
2
традициям своего народа и других народов; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме
3
приводить примеры памятников природы, культурных
объектов и достопримечательностей родного края; столицы
России, городов Российской Федерации с богатой историей и
культурой; российских центров декоративно-прикладного
искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России
4
различать расходы и доходы семейного бюджета
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
5
высказывания
о
человеке
и
обществе,
сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией)
Человек и природа
6
7
8
распознавать изученные объекты природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию
сравнивать по заданному количеству признаков объекты
живой и неживой природы
описывать на основе предложенного плана изученные
9
объекты и явления природы, выделяя их существенные
признаки и характерные свойства
проводить по предложенному плану или инструкции
небольшие
10
опыты
с
природными
объектами
с
использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных
приборов;
соблюдать
безопасность
проведения опытов
11
показывать на карте мира материки, изученные страны мира
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в
12
процессе коллективной деятельности обобщать полученные
результаты и делать выводы
13
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы
14
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи
человека и природы для объяснения простейших явлений и
процессов в природе, организме человека
15
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией)
Правила безопасной жизнедеятельности
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе
16
требования к двигательной активности и принципы
здорового питания; соблюдать основы профилактики
заболеваний
17
соблюдать правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать
правила безопасного поведения во дворе жилого дома
18
соблюдать правила нравственного поведения на природе
безопасно использовать персональные данные в условиях
19
контролируемого доступа в сеть Интернет; ориентироваться
в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ 1 КЛАСС
Код
1
1.1
1.2
1.3
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов
1.4
и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте
1.5
1.6
1.7
1.8
Режим труда и отдыха
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Домашний адрес
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России
Первоначальные
1.9
сведения
о
родном
крае.
Название
своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты
родного края
1.10
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме
Человек и природа
Природа ‒ среда обитания человека. Неживая и живая природа
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр.
Определение температуры воздуха (воды) по термометру
Сезонные изменения в природе
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и
безопасного поведения в природе
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
2.6
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения
2.7
2.8
Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
Комнатные растения, правила содержания и ухода
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
2.9
рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях
жизни). Забота о домашних питомцах
3
3.1
3.2
3.3
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание
необходимости
соблюдения
режима
дня,
правил
здорового питания и личной гигиены
Правила
безопасности
в
быту:
пользование
бытовыми
электроприборами, газовыми плитами
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные
3.4
ресурсы
школы)
в
условиях
контролируемого
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет
доступа
в
3 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
1.1
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели
1.2
1.3
1.4
1.5
Наша Родина ‒ Российская Федерация. Государственная символика
Российской Федерации и своего региона
Уникальные памятники культуры России, родного края. Города
Золотого кольца России
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям
Правила
1.6
нравственного
поведения
в
социуме.
Внимание,
уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, забота о них
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
1.7
общественно значимая ценность в культуре народов России.
Особенности труда людей родного края, их профессии
1.8
2
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся
Человек и природа
2.1
Методы изучения природы
2.2
Карта мира. Материки и части света
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
2.3
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости,
газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами
2.4
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
2.5
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
2.6
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)
2.7
2.8
2.9
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной
жизни человека
Первоначальные представления о бактериях
Грибы:
строение
шляпочных
грибов.
Грибы
съедобные
и
несъедобные
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов
от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений.
2.10
Особенности питания и дыхания растений. Условия, необходимые
для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений
2.11
2.12
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Охрана растений
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов
2.13
от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных
(рыбы, птицы, звери)
2.14
2.15
2.16
Особенности
питания
животных.
Цепи
питания.
Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Охрана животных
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
2.17
сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Природные сообщества
родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений)
Человек – часть природы. Влияние человека на природные
2.18
сообщества. Правила нравственного поведения в природных
сообществах
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
2.19
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса
3
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
3.1
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны
3.2
электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов
инженерной
инфраструктуры
жилого
дома,
предупреждающие знаки безопасности)
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
3.3
водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту
самолёта, судна; знаки безопасности)
Безопасность в сети Интернет (ориентирование в признаках
3.4
мошеннических действий, защита
персональной информации,
правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в сеть Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях; 16-е издание, переработанное
Плешаков А.А. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 частях; 14-е издание, переработанное
Плешаков А.А. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федеральная образовательная программа НОО 2023г.
Поурочные разработки по окружающему миру. Начальная школа. 1-4 классы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m/edsoo. ru