МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Кашарский отдел образования Администрации Кашарского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО
И.о директор школы
________________________
Никонова Н.Р.
Приказ №89 от 28. 08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8751024)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 2, 4 классов
Составитель: учитель начальных классов Чаусова А.С.
х.Талловеров
2025-2026 учебный год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») (далее
соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень
(кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и
элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в
ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка /к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 270 часов
(два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68
часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
Человек и общество.
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля
и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.
Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни
человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа.
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение,
измерение);
определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое,
газообразное);
различать символы Российской Федерации;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в
пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека,
органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения;
Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление,
вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья
(режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет
Солнечной системы;
создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья»,
«Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное
сообщество» и другие);
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения
как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на
примере своей местности);
описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной
задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по
решению учебной задачи;
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и других
обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии
с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры
общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных
веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать
свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы
их разрешения.
4 КЛАСС
Человек и общество.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава
государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День
России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа.
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на
Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и
разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и
других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования
электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари,
справочники,
энциклопедии,
в
том
числе
и
информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
подготавливать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации,
таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты,
справедливости и других;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина Российской
Федерации»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в
рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости;
принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей:
руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни
других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОКРУЖАЮЩЕМУ
ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ
МИРУ
НА
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
1)гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2)духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
3)эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
4)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том
числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5)трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6)экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе;
7)ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во
времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое,
причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью
учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его
главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного
края;
важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления
внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений
и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и
за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых
центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и
других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1.Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья. Родословная
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Культура поведения в
общественных местах
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
16
Раздел 2.Человек и природа
2.1
Методы познания
природы. Земля и
другие планеты, звезды
и созвездия
2.2
Многообразие
растений
2.3
Многообразие
животных
2.4
Красная книга России.
Заповедники и
природные парки
Итого по разделу
7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
34
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
школьника
3.2
Безопасность в школе и
общественном
транспорте,
безопасность в сети
"Интернет"
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
Итого по разделу
12
Резервное время
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование
разделов и тем
программы
67
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1.Человек и общество
1.1
Наша родина Российская Федерация
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.2
История Отечества.
«Лента времени» и
историческая карта
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.3
Человек - творец
культурных ценностей.
Всемирное культурное
наследие
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
33
Раздел 2.Человек и природа
2.1
Методы познания
окружающей природы.
Солнечная система
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.2
Формы земной
поверхности. Водоемы
и их разнообразие
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.3
Природные зоны
России: общее
представление,
основные природные
зоны
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.4
Природные и
культурные объекты
Всемирного наследия.
Экологические
проблемы
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
24
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
3.2
Безопасность в городе.
Безопасность в сети
"Интернет"
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
5
Резервное время
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
67
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАССЫ, В 2 ЧАСТЯХ,
ПЛЕШАКОВ А.А.
2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Наша Родина ‒ Россия,
Российская Федерация
1
Библиотека ЦОК
04.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2
Народы России. Родная
страна
1
Библиотека ЦОК
05.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3
Родной край, его
природные
достопримечательности.
Город и село
4
Значимые события
истории родного края.
Исторические памятники,
старинные постройки.
Природа и предметы,
созданные человеком
5
Заповедники России
(Остров Врангеля,
Большой Арктический
заповедник). Охрана
природы
1
6
Заповедники России
1
Библиотека ЦОК
19.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
7
Заповедники России.
Охрана природы
1
Библиотека ЦОК
25.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
Народы Поволжья и
других территорий РФ:
традиции, обычаи,
праздники. Родной край,
населенный пункт
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
11.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
12.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
18.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
26.09.2025
9
Тематическое повторение
по разделу «Где мы
живём?»
10
Связи в природе:
зависимость изменений в
живой природе от
изменений в неживой
природе. Неживая и
живая природа. Явления
природы
11
Годовой ход изменений в
жизни животных. Жизнь
животных осенью и
зимой. Явления природы
12
Зачем человек трудится?
Ценность труда и
трудолюбия. Профессии.
Все профессии важны
13
Зависимость жизни
растений от состояния
неживой природы. Жизнь
растений осенью и зимой.
Невидимые нити
природы
14
Мир животных: птицы.
Особенности внешнего
вида, передвижения,
питания: узнавание,
называние, описание
15
Звёздное небо: звёзды и
созвездия. Солнечная
система: планеты
(название, расположение
от Солнца, краткая
характеристика)
16
Как человек познаёт
окружающую природу?
Особенности разных
методов познания
окружающего мира
1
17
Земля - живая планета
1
1
02.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
1
03.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
09.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
10.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
16.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
17.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
23.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
24.10.2025
Библиотека ЦОК
Солнечной системы
18
Почему на Земле есть
жизнь? Условия жизни на
Земле. Водные богатства
Земли
19
Деревья, кустарники,
травы родного края
(узнавание, называние,
краткое описание). Какие
бывают растения
20
Деревья лиственные и
хвойные. Сравнение
лиственных и хвойных
деревьев: общее и
различия
21
Многообразие животных
родного края и разных
территорий России.
Какие бывают животные
22
Мир животных:
насекомые. Особенности
внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
23
Мир животных: рыбы.
Особенности внешнего
вида, условия жизни,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
24
Зависимость жизни
растений от состояния
неживой природы. Жизнь
растений весной и летом.
Невидимые нити.
Впереди лето
25
Растения дикорастущие и
культурные: общее и
различия
06.11.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
07.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
13.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
14.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
21.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
27.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
28.11.2025
04.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
26
Мир животных:
земноводные и
пресмыкающиеся.
Особенности внешнего
вида, условия жизни,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
27
Многообразие растений
по месту обитания,
внешнему виду.
Сравнение растений
разных климатических
условий. Комнатные
растения
28
Многообразие животных.
Дикие и домашние
животные
29
Мир животных: звери
(млекопитающие).
Особенности внешнего
вида, передвижения,
питания: узнавание,
называние, описание
30
Отдельные представители
растений Красной книги
России (включая
представителей
растительного мира
региона): узнавание,
называние и описание
31
Отдельные представители
животных Красной книги
России (включая
представителей
животного мира региона):
узнавание, называние и
описание
32
Красная книга России. Её
значение в сохранении и
охране редких растений и
животных
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
05.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
11.12.2025
12.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
18.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
19.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
25.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
26.12.2025
33
Какие задачи решают
сотрудники заповедника.
Правила поведения на
территории заповедника
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
34
Заповедники: значение
для охраны природы
1
35
Тематическое повторение
по разделу «Человек и
природа»
1
36
Мир профессий жителей
нашего региона
1
Библиотека ЦОК
23.01.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
37
Из чего что сделано
1
Библиотека ЦОК
29.01.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
38
Наш регион, какой он?
Культура родного края.
Родной край, его
культурные
достопримечательности
39
Здоровый образ жизни.
Режим дня: чередование
сна, учебных занятий,
двигательной активности.
Если хочешь быть здоров
40
Рациональное питание:
количество приёмов
пищи и рацион питания.
Витамины и здоровье
ребёнка
41
Правила безопасности в
школе: маршрут до
школы, поведение на
занятиях, переменах, при
приеме пищи; на
пришкольной территории
15.01.2026
Библиотека ЦОК
16.01.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
22.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
30.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
05.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
06.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
12.02.2026
42
Правила безопасного
поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами,
газовой плитой.
Безопасность при
разогреве пищи. Номера
телефонов экстренной
помощи. Домашние
опасности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
43
Физическая культура,
игры на воздухе как
условие сохранения и
укрепления здоровья
44
Безопасное поведение на
прогулках: правила
поведения на игровых
площадках; езда на
велосипедах (санках,
самокатах) и качелях. На
воде и в лесу. Опасные
незнакомцы
45
Правила культурного
поведения в
общественных местах.
Что такое этикет
1
46
Подробнее о лесных
опасностях
1
47
Семейные ценности и
традиции. Труд, досуг,
занятия членов семьи.
Наша дружная семья
48
Главные правила
взаимоотношений членов
общества: доброта,
справедливость,
честность, уважение к
чужому мнению
49
Безопасное пользование
сетью Интернет. Ты и
твои друзья
1
1
13.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
19.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
20.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
26.02.2026
Библиотека ЦОК
27.02.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
05.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
06.03.2025
12.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
50
Правила поведения при
пользовании
компьютером: посадка,
время отдыха,
обязательность отдыха и
другие
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
51
Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта.
Мы — пассажиры
52
Знаки безопасности на
общественном транспорте
53
Правила безопасного
поведения пассажира
метро. Знаки
безопасности в метро
54
Родословная.
Родословное древо,
история семьи.
Предшествующие
поколения
55
Модели Земли - глобус,
карта, план. Практическая
работа
56
Карта мира. Материки и
океаны. Практическая
работа
57
Ориентирование на
местности по местным
природным признакам и с
использованием компаса.
Практическая работа
1
58
Формы земной
поверхности
1
59
Животные и их
потомство. Размножение
животных. Стадии
развития насекомого,
земноводных
1
1
1
1
13.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
19.03.2026
Библиотека ЦОК
20.03.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
26.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
1
27.03.2026
09.04.2026
10.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
16.04.2026
Библиотека ЦОК
17.04.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
23.04.2026
60
Москва ‒ столица России.
Герб Москвы
61
Достопримечательности
Москвы: Большой театр,
Московский
государственный
университет, Московский
цирк, Театр кукол имени
С.В. Образцова.
Путешествие по Москве
62
Строительство
Московского Кремля.
Московский Кремль и
Красная площадь
63
Санкт-Петербург ‒
северная столица.
Достопримечательности
города
64
Кустарники нашего края:
узнавание, название,
краткое описание
65
Травы нашего края:
многообразие. Внешний
вид, условия жизни
(название, краткое
описание)
66
Годовой ход изменений в
жизни животных. Жизнь
животных весной и
летом. Явления природы.
В гости к весне. Впереди
лето
1
67
Тематическое повторение
по итогам 2 класса
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68
ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
24.04.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
1
1
30.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
07.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
08.05.2026
14.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
15.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
21.05.2026
22.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
4 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Как человек изучает
окружающую природу?
1
Библиотека ЦОК
04.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2
Солнце – звезда
1
Библиотека ЦОК
05.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3
Планеты Солнечной
системы. Луна – спутник
Земли
4
Смена дня и ночи на
Земле как результат
вращения планеты вокруг
своей оси (практические
работы с моделями и
схемами)
5
Обращение Земли вокруг
Солнца как причина
смены сезонов
(практические работы с
моделями и схемами).
Общая характеристика
времён года
1
6
Историческое время. Что
такое «лента времени»?
1
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека
и природы
8
Всемирное культурное
наследие России
9
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России
10
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия за рубежом
1
11.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
12.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
1
1
18.09.2025
Библиотека ЦОК
19.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
25.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
26.09.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
02.10.2025
03.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
11
Знакомство с
Международной Красной
книгой
1
12
Всемирное культурное
наследие
1
Библиотека ЦОК
10.10.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
13
Охрана историкокультурного наследия
1
Библиотека ЦОК
16.10.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
14
О вредных для здоровья
привычках
1
Библиотека ЦОК
17.10.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
15
Правила цифровой
грамотности при
использовании Интернет
16
Планирование маршрутов
с учётом транспортной
инфраструктуры
населённого пункта
17
Правила поведения в
общественных местах:
зонах отдыха,
учреждениях культуры и
торговых центрах
18
Безопасное поведение при
езде на велосипеде и
самокате. Дорожные
знаки
19
Равнины России:
Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская
(название, общая
характеристика,
нахождение на карте)
20
Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай
(краткая характеристика,
главные вершины, место
нахождения на карте)
1
1
09.10.2025
23.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
24.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
06.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
07.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
13.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
14.11.2025
21
Водоёмы Земли, их
разнообразие.
Естественные водоёмы:
океан, море, озеро,
болото. Примеры
водоёмов в России
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
22
Река как водный поток
1
23
Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте
24
Характеристика
природных зон России:
арктическая пустыня.
Связи в природной зоне
25
Характеристика
природных зон России:
тундра. Связи в
природной зоне
26
Характеристика
природных зон России:
тайга. Связи в природной
зоне
27
Характеристика
природных зон России:
смешанный лес. Связи в
природной зоне
28
Характеристика
природных зон России:
степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
29
Формы земной
поверхности (на примере
родного края)
1
30
Водоёмы и реки родного
края
1
31
Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов
1
1
1
1
1
1
20.11.2025
Библиотека ЦОК
21.11.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
27.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
28.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
04.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
05.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
11.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
12.12.2025
18.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
19.12.2025 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
25.12.2025
32
Защита и охрана
природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и
фауны)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
33
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)
34
Повторение по теме
«Формы земной
поверхности и водоёмы»
1
35
Повторение по теме
«Природные зоны»
1
Библиотека ЦОК
22.01.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
36
Человек – творец
культурных ценностей
1
Библиотека ЦОК
23.01.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
37
Труд и быт людей в
разные исторические
времена
1
38
Новое время
1
Библиотека ЦОК
30.01.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
39
Новейшее время: история
продолжается сегодня
1
Библиотека ЦОК
05.02.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
40
Государство Русь.
Страницы общественной
и культурной жизни
41
Города России. Древние
города России. Страницы
истории
42
Государство Русь.
Человек – защитник
своего Отечества
43
Московское государство.
Страницы общественной
и культурной жизни в
Московском государстве
1
44
Образование и культура в
Московском государстве
1
1
1
1
1
1
26.12.2025
15.01.2026
16.01.2026
29.01.2026
06.02.2026
12.02.2026
13.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
19.02.2026
Библиотека ЦОК
20.02.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
45
Страницы истории
Российской империи.
Пётр I
46
Страницы Российской
империи. Преобразования
в культуре, науке, быту
1
47
Образование в
Российской империи
1
48
Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры XVIII
века (архитектура,
живопись, театр)
49
«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты
и писатели, композиторы
и художники XIX века
50
Первая Отечественная
война: 1812 год. Защита
Родины от французских
завоевателей
1
51
Страницы истории России
ХХ века
1
52
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг.: как
все начиналось
53
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг.:
главные сражения
1
54
Всё для фронта – всё для
победы
1
Библиотека ЦОК
27.03.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
55
Взятие Берлина. Парад
Победы
1
Библиотека ЦОК
09.04.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
56
Мы живём в Российской
Федерации
1
Библиотека ЦОК
10.04.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
26.02.2026
27.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
05.03.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
1
06.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
12.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
13.03.2026
Библиотека ЦОК
19.03.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20.03.2026
26.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
57
Государственное
устройство РФ
Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта
России
1
58
Родной край. Знаменитые
люди родного края
1
59
Взаимоотношения людей
в обществе: доброта и
гуманизм, справедливость
и уважение
60
Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права
ребёнка
61
Повторение по теме
«История Отечества» /
Всероссийская
проверочная работа
62
Государственные
праздники России
63
Праздник в жизни
общества и
человека.Праздники и
памятные даты своего
региона
64
Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края
65
Наша малая Родина:
главный город
1
Библиотека ЦОК
15.05.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
66
Города России. Городагерои. Страницы истории
1
Библиотека ЦОК
21.05.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
67
Повторение "Оценим свои
достижения"
1
Библиотека ЦОК
22.05.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
1
1
16.04.2026
Библиотека ЦОК
17.04.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
23.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
24.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
30.04.2026
Библиотека ЦОК
07.05.2026 https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
67
08.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
14.05.2026
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Человек и общество
1
2
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой
регион и его главный город
узнавать государственную символику Российской Федерации
(гимн, герб, флаг) и своего региона
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
3
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе
4
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников
народов родного края; важных событий прошлого и настоящего
родного края; трудовой деятельности и профессий жителей
родного края
5
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные культурные объекты (достопримечательности родного
края, музейные экспонаты); создавать по заданному плану
развёрнутые высказывания об обществе
6
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе
7
соблюдать правила нравственного поведения в социуме,
оценивать примеры проявления внимания, помощи людям,
нуждающимся в ней
Человек и природа
распознавать изученные объекты окружающего мира по их
8
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем
мире
9
группировать изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам
10
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков
11
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды,
созвездия, планеты
12
ориентироваться на местности
признакам, Солнцу, компасу
13
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
наблюдения и опыты с природными объектами, измерения
14
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе,
примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека
15
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о
природе
16
17
по
местным
природным
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе
соблюдать правила нравственного поведения в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы
Правила безопасной жизнедеятельности
16
соблюдать правила безопасного поведения в школе, режим дня и
питания
17
соблюдать правила безопасного поведения пассажира наземного
транспорта и метро;
18
безопасно
использовать
мессенджеры
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную
сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в
школьных
сообществах
с
помощью
учителя
(при
необходимости).
4 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Человек и общество
1
2
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей веками и периодами истории России
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
3
важных
событиях
российских
истории
исторических
России,
наиболее
известных
деятелях
разных
периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края
4
5
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий
находить место изученных событий на «ленте времени»
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
6
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России
7
8
соблюдать правила нравственного поведения в социуме
описывать на основе предложенного плана государственную
символику России и своего региона
использовать различные источники информации об обществе для
9
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать
по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
Человек и природа
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
10
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире
11
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного)
12
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
13
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации
14
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств
показывать
15
на
физической
карте
изученные
крупные
географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра,
моря, омывающие территорию России)
16
проводить по предложенному (самостоятельно составленному)
плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения,
опыты с объектами природы с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя
правилам безопасного труда
17
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены
дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе
своей местности, причины смены природных зон)
18
называть экологические проблемы и определять пути их решения
19
создавать по заданному
высказывания о природе
20
плану
собственные
развёрнутые
использовать различные источники информации о природе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
Правила безопасной жизнедеятельности
21
соблюдать правила нравственного поведения на природе
22
осознавать возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
23
учреждениях
соблюдать
культуры
правила
(музеях,
безопасного
библиотеках
поведения
и
при
других);
езде
на
велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной
мобильности
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
2 КЛАСС
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль,
1.2
Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы,
строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте
1.3
Города России
1.4
Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники
1.5
Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
Значимые события истории родного края
1.6
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края
1.7
Значение труда в жизни человека и общества
1.8
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи
1.9
Правила культурного поведения в общественных местах
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и
1.10
2
особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов
общества
Человек и природа
2.1
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения
2.2
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле
2.3
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира
2.4
Материки, океаны
2.5
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на
местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса
2.6
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения
2.7
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений
2.8
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков
2.9
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных
2.10
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана
природы. Правила нравственного поведения на природе
3
Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов
пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья
3.2
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в
быту, на прогулках
3.3
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи
3.4
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет
4 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
1.1
обязанности
гражданина
Российской
Федерации.
Президент
края,
важнейшие
Российской Федерации – глава государства
1.2
1.3
Политико-административная карта России
Общая
характеристика
родного
достопримечательности, знаменитые соотечественники
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
1.4
достопримечательности,
история
и
характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с ним
1.5
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности
и
упрочения
духовных
связей
между
соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День народного единства, День Конституции. Праздники
и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России
1.6
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта
1.7
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация
1.8
1.9
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.
1.10
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего
края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края
1.11
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности
2
2.1
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
2.2
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён года
2.3
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте)
2.4
Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений)
2.5
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком
2.6
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на
основе наблюдений)
2.7
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия
в России и за рубежом (2 – 3 объекта)
Природные зоны России: общее представление, основные природные
2.8
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы). Связи в природных зонах
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
2.9
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира
2.10
3
3.1
Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная
книга (отдельные примеры)
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек
Безопасность
3.2
в
городе
(планирование
маршрутов
с
учётом
транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения
в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры)
3.3
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных
знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования
самоката
и
других
средств
индивидуальной
мобильности
Безопасность в сети Интернет (поиск достоверной информации,
3.4
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
сеть Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешакова А.А., Акционерное общество
"Издательство"Просвещение"
Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешакова А.А., Акционерное общество
"Издательство"Просвещение"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федеральная образовательная программа НОО 2023г. Окружающий мир. Методическое
пособие с поурочными разработками. 2,4 класс. А.А. Плешакова. Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26
Электронное приложение к учебникам окружающего мира для 2,4 класса