Рабочая программа по вероятности и статистике 7-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Кашарский отдел образования администрации Кашарского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7884036)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов

х. Талловеров 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика
приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических
приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому
человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и
статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для
успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе
имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в
условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе
хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в
качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах,
понимать вероятностный характер многих реальных процессов и
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа
и представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами
теории графов создаёт математический фундамент для формирования
компетенций в области информатики и цифровых технологий. При
изучении статистики и вероятности обогащаются представления
обучающихся о современной картине мира и методах его исследования,
формируется понимание роли статистики как источника социально
значимой информации и закладываются основы вероятностного
мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного
курса «Вероятность и статистика» основного общего образования
выделены
следующие
содержательно-методические
линии:
«Представление данных и описательная статистика», «Вероятность»,
«Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная
статистика» служит основой для формирования навыков работы с
информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в
таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа
данных с использованием статистических характеристик средних и
рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и
интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать
простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими
изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и
процессы.
Интуитивное
представление
о
случайной
изменчивости,
исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей
основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют
практические задания, в частности опыты с классическими
вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах
с
равновозможными
элементарными
исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более
сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о
случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами
и
основными
операциями
над
множествами,
рассматриваются примеры применения для решения задач, а также
использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в
который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в
теорию графов».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится
102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых
(столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов.
Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и
интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций
над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное,
включения. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное
отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков
по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний.
Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с
помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и
обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества
(например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических
проблем, связанных с практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности
учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как
средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения
задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
математических объектов, понятий, отношений между понятиями,
формулировать определения понятий, устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;
 выявлять
математические закономерности, взаимосвязи и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и
от
противного),
проводить
самостоятельно
несложные
доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные
рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент,
небольшое
исследование
по
установлению

особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
 самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать
достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с
условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою
точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по
ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные
на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
 представлять
результаты
решения
задачи,
эксперимента,
исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории;
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении учебных математических
задач;
 принимать
цель
совместной
деятельности,
планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ,
договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать
мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть
работы и координировать свои действия с другими членами
команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и

собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и
результата решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели
и условиям, объяснять причины достижения или недостижения
цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное
отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том
числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная
вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение,
перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач
из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе
пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в
том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в
сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел
в
природе
и
обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Представление данных

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

2

Описательная статистика

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

3

Случайная изменчивость

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

4

Введение в теорию
графов

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

5

Вероятность и частота
случайного события

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

6

Обобщение,
систематизация знаний

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

32

8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Повторение курса 7 класса

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

2

Описательная статистика.
Рассеивание данных

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

3

Множества

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

4

Вероятность случайного
события

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

5

Введение в теорию графов

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

6

Случайные события

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

7

Обобщение, систематизация
знаний

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

32

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Повторение курса 8 класса

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

2

Элементы комбинаторики

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

3

Геометрическая
вероятность

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

4

Испытания Бернулли

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

5

Случайная величина

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

6

Обобщение, контроль

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количе
ство
часов

Дата
изуче
ния

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Представление данных в таблицах

1

01.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8

2

Практические вычисления по
табличным данным

1

08.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324

3

Извлечение и интерпретация
табличных данных

1

15.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e

4

Практическая работа "Таблицы"

1

22.09

5

Графическое представление данных в
виде круговых, столбиковых
(столбчатых) диаграмм

1

29.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e

6

Чтение и построение диаграмм.
Примеры демографических диаграмм

1

06.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602

7

Практическая работа "Диаграммы"

1

13.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e

8

Числовые наборы. Среднее
арифметическое

1

20.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846

9

Числовые наборы. Среднее
арифметическое

1

10.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846

10

Медиана числового набора.
Устойчивость медианы

1

17.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e

11

Медиана числового набора.
Устойчивость медианы

1

24.11

12

Практическая работа "Средние
значения"

1

01.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a

13

Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах

1

08.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a

14

Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах

1

15.12

15

Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах

1

22.12

16

Контрольная работа по темам
"Представление данных. Описательная
статистика"

1

29.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390

17

Случайная изменчивость (примеры)

1

12.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc

18

Частота значений в массиве данных

1

19.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c

19

Группировка

1

26.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0

20

Гистограммы

1

02.02

21

Гистограммы

1

09.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c

22

Практическая работа "Случайная
изменчивость"

1

16.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8

23

Граф, вершина, ребро. Представление
задачи с помощью графа

1

02.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52

24

Степень (валентность) вершины.
Число рёбер и суммарная степень
вершин. Цепь и цикл

1

16.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba

25

Цепь и цикл. Путь в графе.
Представление о связности графа

1

23.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236

26

Представление об ориентированных
графах

1

06.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2

27

Случайный опыт и случайное событие

1

13.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4

28

Вероятность и частота события. Роль
маловероятных и практически
достоверных событий в природе и в
обществе

1

20.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646

29

Монета и игральная кость в теории
вероятностей

1

27.04

30

Практическая работа "Частота
выпадения орла"

1

04.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8

31

Контрольная работа по темам
"Случайная изменчивость. Графы.
Вероятность случайного события"

1

18.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186

32

Повторение, обобщение.
Представление данных

1

25.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

32

8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Колич
ество
часов

Дата
изучен
ия

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Представление данных. Описательная
статистика

1

01.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e

2

Случайная изменчивость. Средние
числового набора

1

08.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc

3

Случайные события. Вероятности и
частоты

1

15.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578

4

Классические модели теории
вероятностей: монета и игральная кость

1

22.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f076c

5

Отклонения

1

29.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50

6

Дисперсия числового набора

1

06.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50

7

Стандартное отклонение числового
набора

1

13.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe

8

Диаграммы рассеивания

1

20.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6

9

Множество, подмножество

1

10.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180

10

Операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение

1

17.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

11

Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное,
распределительное, включения

1

24.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784

12

Графическое представление множеств

1

01.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c

13

Контрольная работа по темам
"Статистика. Множества"

1

08.12

14

Элементарные события. Случайные
события

1

15.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

15

Благоприятствующие элементарные
события. Вероятности событий

1

22.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

16

Благоприятствующие элементарные
события. Вероятности событий

1

29.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72

17

Опыты с равновозможными
элементарными событиями. Случайный
выбор

1

12.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca

18

Опыты с равновозможными
элементарными событиями. Случайный
выбор

1

19.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca

19

Практическая работа "Опыты с
равновозможными элементарными
событиями"

1

26.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a

20

Дерево

1

02.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e

21

Свойства дерева: единственность пути,
существование висячей вершины, связь
между числом вершин и числом рёбер

1

0.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac

22

Правило умножения

1

16.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8

23

Правило умножения

1

02.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36

24

Противоположное событие

1

16.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a

25

Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий

1

23.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214

26

Несовместные события. Формула
сложения вероятностей

1

06.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372

27

Несовместные события. Формула
сложения вероятностей

1

13.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764

28

Правило умножения вероятностей.
Условная вероятность. Независимые
события

1

20.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae

29

Правило умножения вероятностей.
Условная вероятность. Независимые
события

1

27.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06

30

Представление случайного
эксперимента в виде дерева

1

04.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe

31

Представление случайного
эксперимента в виде дерева

1

18.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20

32

Контрольная работа по темам
"Случайные события. Вероятность.
Графы"

1

25.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

32

9 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количе
ство
часов

Дата
изуче
ния

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Представление данных

1

02.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

2

Описательная статистика

1

09.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

3

Операции над событиями

1

16.09

4

Независимость событий

1

23.09

5

Комбинаторное правило умножения

1

30.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

6

Перестановки. Факториал.
Сочетания и число сочетаний

1

07.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

7

Треугольник Паскаля

1

14.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014

8

Практическая работа "Вычисление
вероятностей с использованием
комбинаторных функций
электронных таблиц"

1

21.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208

9

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности

1

11.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884

10

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности

1

18.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50

11

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности

1

25.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe

12

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности

1

02.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10

13

Испытание. Успех и неудача. Серия
испытаний до первого успеха

1

09.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162

14

Испытание. Успех и неудача. Серия
испытаний до первого успеха

1

16.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356

15

Испытание. Успех и неудача. Серия
испытаний до первого успеха

1

23.12

16

Испытания Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний
Бернулли

1

30.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2

17

Испытания Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний
Бернулли

1

13.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680

18

Практическая работа "Испытания
Бернулли"

1

20.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de

19

Случайная величина и
распределение вероятностей

1

27.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44

20

Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины

1

03.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6

21

Примеры математического
ожидания как теоретического
среднего значения величины

1

10.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86

22

Понятие о законе больших чисел

1

17.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4

23

Измерение вероятностей с помощью
частот

1

24.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652

24

Применение закона больших чисел

1

03.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116

25

Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных

1

10.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c

26

Обобщение, систематизация знаний.
Описательная статистика

1

17.03

27

Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных.
Описательная статистика

1

24.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a

28

Обобщение, систематизация знаний.
Вероятность случайного события

1

07.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e

29

Обобщение, систематизация знаний.
Вероятность случайного события.
Элементы комбинаторики

1

14.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c

30

Обобщение, систематизация знаний.
Элементы комбинаторики

1

21.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54

31

Обобщение, систематизация знаний.
Элементы комбинаторики.
Случайные величины и
распределения

1

28.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408

32

Обобщение, систематизация знаний.
Случайные величины и
распределения

1

05.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a

33

Итоговая контрольная работа

1

12.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56

34

Обобщение, систематизация знаний

1

19.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС

Код
проверяемого
результата
5

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Вероятность и статистика
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,

5.1

представлять

данные

в

виде

таблиц,

строить

диаграммы

(столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений
5.2

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
Использовать

5.3

для

описания

данных

статистические

характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,

5.4

физических

величин,

антропометрических

данных,

иметь

представление о статистической устойчивости

8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Вероятность и статистика
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в

5.1

виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде
таблиц, диаграмм, графиков

5.2

Описывать данные с помощью статистических показателей:
средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и

стандартное отклонение)
5.3

Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том
числе по результатам измерений и наблюдений
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная

5.4

вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями

5.5

Использовать

графические

модели:

дерево

случайного

эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять

5.6

операции

над

множествами:

объединение,

пересечение,

дополнение; перечислять элементы множеств, применять свойства
множеств
Использовать графическое представление множеств и связей

5.7

между ними для описания процессов и явлений, в том числе при
решении задач из других учебных предметов и курсов

9 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Вероятность и статистика
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в

5.1

различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков,
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков

5.2

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов
Использовать

5.3

описательные

характеристики

для

массивов

числовых данных, в том числе средние значения и меры
рассеивания

5.4

Находить частоты значений и частоты события, в том числе
пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в
5.5

том числе в опытах с равновозможными элементарными
событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях
испытаний Бернулли

5.6

Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении

5.7

закономерности в случайной изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе и обществе

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

7 КЛАСС
Код
5

Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и

5.1

круговых).

Чтение

графиков

реальных

процессов.

Извлечение

информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
5.2

наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и

5.3

частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная

5.4

степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути
в

графах.

Обход

графа

(эйлеров

путь).

Представление

ориентированном графе. Решение задач с помощью графов

об

8 КЛАСС
Код
5
5.1
5.2

5.3

5.4

5.5

Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
Множество,

множества,

подмножество.

Операции

над

множествами: объединение, пересечение, дополнение
Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения
Использование графического представления множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания
Элементарные

5.6

элемент

события

случайного

опыта.

Случайные

события.

Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование

5.7

висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов

Противоположные
5.8

события.

Диаграмма

Эйлера.

Объединение

и

пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей

5.9

Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события
Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на

5.10

нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера

9 КЛАСС
Код
5

Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация

5.1

данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным
данным

5.2

Перестановки и факториал

5.3

Сочетания и число сочетаний

5.4

Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики

5.5
5.6

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

5.7
5.8
5.9

5.10

5.11

Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли
Случайная величина и распределение вероятностей
Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического
ожидания как теоретического среднего значения величины
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число
успехов в серии испытаний Бернулли»
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам освоения
основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС

1

Умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции
над множествами; умение оперировать понятиями: граф, связный граф,
дерево, цикл, применять их при решении задач; умение использовать
графическое представление множеств для описания реальных
процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов

2

Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
доказательство; умение распознавать истинные и ложные
высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить
высказывания и отрицания высказываний

3

Умение оперировать понятиями: натуральное число, простое и
составное число, делимость натуральных чисел, признаки делимости,
целое число, модуль числа, обыкновенная дробь и десятичная дробь,
стандартный вид числа, рациональное число, иррациональное число,
арифметический квадратный корень; умение выполнять действия с
числами, сравнивать и упорядочивать числа, представлять числа на
координатной прямой, округлять числа; умение делать прикидку и
оценку результата вычислений

4

Умение оперировать понятиями: степень с целым показателем,
арифметический квадратный корень, многочлен, алгебраическая дробь,
тождество; знакомство с корнем натуральной степени больше
единицы; умение выполнять расчёты по формулам, преобразования
целых, дробно-рациональных выражений и выражений с корнями,
разложение многочлена на множители, в том числе с использованием
формул разности квадратов и квадрата суммы и разности

5

Умение оперировать понятиями: числовое равенство, уравнение с
одной переменной, числовое неравенство, неравенство с переменной;
умение решать линейные и квадратные уравнения, дробнорациональные уравнения с одной переменной, системы двух линейных
уравнений, линейные неравенства и их системы, квадратные и дробнорациональные неравенства с одной переменной, в том числе при
решении задач из других предметов и практических задач; умение
использовать координатную прямую и координатную плоскость для
изображения решений уравнений, неравенств и систем

6

Умение оперировать понятиями: функция, график функции, нули
функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания,
убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; умение
оперировать понятиями: прямая пропорциональность, линейная
функция, квадратичная функция, обратная пропорциональность,
парабола, гипербола; умение строить графики функций, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей, для
решения задач из других учебных предметов и реальной жизни;
умение выражать формулами зависимости между величинами

7

Умение оперировать понятиями: последовательность, арифметическая
и геометрическая прогрессии; умение использовать свойства
последовательностей, формулы суммы и общего члена при решении
задач, в том числе задач из других учебных предметов и реальной
жизни

8

Умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и
части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг,
налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами); умение составлять выражения, уравнения, неравенства и
системы по условию задачи, исследовать полученное решение и
оценивать правдоподобность полученных результатов

9

Умение оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, равнобедренный и
равносторонний треугольники, прямоугольный треугольник, медиана,
биссектриса
и
высота
треугольника,
четырёхугольник,
параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция; окружность,
круг, касательная; знакомство с пространственными фигурами; умение
решать задачи, в том числе из повседневной жизни, на нахождение
геометрических величин с применением изученных свойств фигур и
фактов

10

Умение оперировать понятиями: равенство фигур, равенство
треугольников; параллельность и перпендикулярность прямых, угол
между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур,
подобные треугольники, симметрия относительно точки и прямой;
умение распознавать равенство, симметрию и подобие фигур,
параллельность и перпендикулярность прямых в окружающем мире

11

Умение оперировать понятиями: длина, расстояние, угол (величина
угла, синус и косинус угла треугольника), площадь; умение оценивать
размеры предметов и объектов в окружающем мире; умение применять
формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и
площади круга, объема прямоугольного параллелепипеда; умение
применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов

треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения
для вычисления длин, расстояний, площадей

12

Умение изображать плоские фигуры и их комбинации,
пространственные фигуры от руки, с помощью чертёжных
инструментов и электронных средств по текстовому или символьному
описанию

13

Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат;
координаты точки, вектор, сумма векторов, произведение вектора на
число, скалярное произведение векторов; умение использовать
векторы и координаты для представления данных и решения задач, в
том числе из других учебных предметов и реальной жизни

14

Умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы,
таблицы, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
значения,
размах
числового
набора;
умение
извлекать,
интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в
таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики
реальных процессов и явлений; умение распознавать изменчивые
величины в окружающем мире

15

Умение оперировать понятиями: случайный опыт (случайный
эксперимент),
элементарное
событие
(элементарный
исход)
случайного опыта, случайное событие, вероятность события; умение
находить
вероятности
случайных
событий
в
опытах
с
равновозможными элементарными событиями; умение решать задачи
методом организованного перебора и с использованием правила
умножения; умение оценивать вероятности реальных событий и
явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных
событий в окружающем мире и в жизни; знакомство с понятием
независимых событий; знакомство с законом больших чисел и его
ролью в массовых явлениях

16

Умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи,
приводить примеры математических закономерностей в природе и
жизни, распознавать проявление законов математики в искусстве,
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе
развития математики как науки, приводить примеры математических
открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА
ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Код
1

Проверяемый элемент содержания
Числа и вычисления

1.1

Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел

1.2

Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические
дроби

1.3

Рациональные числа. Арифметические операции с рациональными числами

1.4

Действительные числа. Арифметические операции с действительными числами

1.5

Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата
вычислений

2

Алгебраические выражения

2.1

Буквенные выражения (выражения с переменными)

2.2

Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем. Свойства
степени

2.3

Многочлены

2.4

Алгебраическая дробь

2.5

Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими
корнями натуральной степени

3

Уравнения и неравенства

3.1

Целые и дробно-рациональные уравнения. Системы и совокупности уравнений

3.2

Целые и дробно-рациональные неравенства. Системы и совокупности
неравенств

3.3

Решение текстовых задач

4

Числовые последовательности

4.1

Последовательности, способы задания последовательностей

4.2

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных процентов

5

5.1.

6

Функции
Функция, способы задания функции. График функции. Область определения и
множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции.
Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
Координаты на прямой и плоскости

6.1

Координатная прямая

6.2

Декартовы координаты на плоскости

7

Геометрия

7.1

Геометрические фигуры и их свойства

7.2

Треугольник

7.3

Многоугольники

7.4

Окружность и круг

7.5

Измерение геометрических величин

7.6

Векторы на плоскости

8

Вероятность и статистика

8.1

Описательная статистика

8.2

Вероятность

8.3

Комбинаторика

8.4

Множества

8.5

Графы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика. Вероятность и статистика: 7 - 9-е классы: базовый уровень:
учебник: в 2 частях; 1-ое издание Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под
редакцией Ященко И.В. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1) "Математика. Универсальный многоуровневый сборник задач 7-9
кл.", Просвещение. 2020-2022. ISBN:978-5-09-075041-7. Авторы:
Высоцкий И.Р., И.В.Ященко.
2) Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. Учебное
пособие "Теория вероятностей и статистика". МЦНМО. 2008 год.
3) Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко.
Экспериментальное учебное пособие для 10-11 кл. "Теория вероятности
и статистика". МЦНМО. 2014 год.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1) https://m.edsoo.ru/863ec324
2) https://ptlab.mccme.ru/vertical


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».