Рабочая программа по окружающему миру 3, 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения
окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
2

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового
и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов
(два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов,
4 класс – 68 часов.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям
с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха
для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края
(2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни
человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы
съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека
к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения –
пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
4

примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных
сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих
людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и
в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов
совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте
нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах,
схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
5

 соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;

приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
6

История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного
и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная
книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях
культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и
разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и
других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной
информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет.
7

Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
образовательных и информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть
Интернет (в условиях контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной
информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы,
диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
8

 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей –
руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
9

 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и
в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
10

 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
11

 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
12

 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
 проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
 сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
 использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
 использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
 фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке
и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
 соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
 соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
 соблюдать основы профилактики заболеваний;
 соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
 ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;

13

 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
 называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
 называть экологические проблемы и определять пути их решения;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
 использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
 соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и
зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
 соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
 осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
 соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных
и информационных ресурсов.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

Количество
часов

Наименование разделов и тем программы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Всего
Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных людей.

2

1.3

Страны и народы мира.

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы изучения природы. Разнообразие веществ в
окружающем мире.

11

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие животных

7

2.5

Природные сообщества

3

2.6

Человек - часть природы

5

Итого по разделу

35
15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

3.2

Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность
в сети Интернет

5

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

4 КЛАСС
№ п/п

Количество
часов

Наименование разделов и тем программы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Всего
Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и историческая
карта

17

1.3

Человек - творец культурных ценностей. Всемирное
культурное наследие

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей природы. Солнечная
система

5
16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие

9

2.3

Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны

5

2.4

Природные и культурные объекты Всемирного наследия.
Экологические проблемы

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек

1

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет

4

Итого по разделу

5

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Количество
часов

Тема урока

Всего

Дата
изучения

1

Безопасная информационная среда

2

Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и
эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы

1

07.09.2023

3

Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа

1

13.09.2023

1

06.09.2023

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://easyen.ru/load/okru
zhajushhij_mir/3_klass/pre
zentacija_k_uroku_po_tem
e_bezopasnaja_informacio
nnaja_sreda/238-1-085383

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c16
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
4

Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём

1

14.09.2023

5

Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд,
поле, парк, огород

1

20.09.2023

https://pptonline.org/536752

1

21.09.2023

https://okrmyr.ru/okruzhay
uschiy-mir-3-klass-1chast-proekt-raznoobrazieprirody-rodnogo-krayarostovskaya-oblast.html

1

27.09.2023

6

7

Природные сообщества родного края – два-три примера на основе
наблюдения
Культура, традиции народов России. Уважение к культуре,
18

https://m.edsoo.ru/f840ff7
4

Библиотека ЦОК

традициям, истории разных народов и своего народа

https://m.edsoo.ru/f841330
e

Библиотека ЦОК
8

9

Что такое общество?

1

Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ.
Уважение к государственным символам России

1

28.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84123a
a

04.10.2023

https://shareslide.ru/okruzh
ayushchiymir/prezentatsiya-k-urokuv-3-klasse-27

10

Родной край – малая родина. Российская Федерация

1

05.10.2023

https://demo.kopilkauroko
v.ru/nachalniyeKlassi/pres
entacii/donskoi-krai-moiamalaia-rodina

11

Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация"

1

11.10.2023

https://resh.edu.ru/

12

Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и
работы с информацией

12.10.2023

https://infourok.ru/prezent
aciya-po-poznaniyu-mirana-temu-usloviyaneobhodimie-dlya-zhiznizhivotnih-1918530.html

13

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

18.10.2023

https://obrazovaniegid.ru/soobscheniya/lyuditruda-rostovskoj-oblastisoobschenie.html

14

Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

15

Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика

1

25.10.2023

16

Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

26.10.2023

19

1

1

Библиотека ЦОК
1

19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840c7c
a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c39
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d32

8

Библиотека ЦОК

17

Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической
работы

1

08.11.2023

18

Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе

1

09.11.2023

19

Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

15.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840cb6
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce7
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03
a

Библиотека ЦОК
20

Почва, её состав. Значение для живой природы

21

Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места
обитания

22

Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

16.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840da2
6

Библиотека ЦОК
1

22.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840df2
6

Библиотека ЦОК
1

23.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840e0d
e

Библиотека ЦОК
23

Растение как живой организм

1

29.11.2023

24

Как растения размножаются?

1

30.11.2023

25

Развитие растения от семени до семени (по результатам практических
работ)

1

06.12.2023

26

Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к растениям

1

07.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840e28
2

Библиотека ЦОК

20

https://m.edsoo.ru/f840e41
c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85

e

Библиотека ЦОК
27

Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных

1

13.12.2023

28

Особенности питания животных. Цепи питания

1

14.12.2023

29

Размножение и развитие рыб, птиц, зверей

1

20.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ea1
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea1
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe
2

Библиотека ЦОК
30

Роль животных в природе и жизни людей

31

Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

21.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ed9
0

Библиотека ЦОК
1

27.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ef2
a

Библиотека ЦОК
32

Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика

1

28.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840fde
4

33

Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных"

1

10.01.2024

https://resh.edu.ru/

34

Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание

1

11.01.2024

35

Общее представление о строении организма человека. Температура тела,
частота пульса как показатели здоровья человека

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f24
0

Библиотека ЦОК
1

17.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84104b
a

Библиотека ЦОК
36

Органы чувств их роль в жизни человека

1

18.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410f7
8

37

Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека

1

24.01.2024

Библиотека ЦОК

21

https://m.edsoo.ru/f84116c
6

Библиотека ЦОК
38

Пищеварительная система и её роль в жизни человека

1

25.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410dd
4

Библиотека ЦОК
39

Дыхательная система и её роль в жизни человека

1

31.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410aa
0

Библиотека ЦОК
40

Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека

41

Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего
организма

1

01.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841065
4

Библиотека ЦОК
1

07.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8410c3
a

Библиотека ЦОК
42

Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз

1

08.02.2024

43

Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"

1

14.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841091
0

Библиотека ЦОК
44

Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме

45

Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности

1

15.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411f9
0

Библиотека ЦОК
1

21.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411dd
8

Библиотека ЦОК
46

Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта

1

22.02.2024

47

Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома

1

28.02.2024

22

https://m.edsoo.ru/f8411c0
c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a

6

Библиотека ЦОК
48

Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме

1

29.02.2024

49

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России

1

06.03.2024

50

Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов

1

07.03.2024

https://m.edsoo.ru/f84112c
0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254
e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841270
6

Библиотека ЦОК
51

52

Полезные ископаемые – богатство земных недр

1

Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

13.03.2024

14.03.2024

https://m.edsoo.ru/f841289
6
https://nsportal.ru/ap/librar
y/drugoe/2015/05/04/preze
ntatsiya-poleznyeiskopaemye-rostovskoyoblasti

Библиотека ЦОК
53

54

55

Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве

Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет

1

1

1

23

20.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8412a1
c

21.03.2024

https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/okruzhayushchiimir/2012/05/02/v-mireprofessiy-professii-lyudeysela-urok-i

03.04.2024

https://infourok.ru/metodic
heskaya-razrabotka-sprezentacieyurokaprazdnika-po-

okruzhayuschemu-mirusemeynie-prazdniki-itradicii-1300804.html

56

Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные
заботы семьи

1

04.04.2024

https://uchitelya.com/nach
alnaya-shkola/45628prezentaciya-cennostsemi-3-klass.html

Библиотека ЦОК
57

Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи

1

10.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8412ef
4

Библиотека ЦОК
58

Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский

1

11.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8413c3
c

Библиотека ЦОК
59

Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль

1

17.04.2024

60

Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)

1

18.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8413e3
0

Библиотека ЦОК

61

62

63

Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)

1

Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)

1

Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль

24

1

https://m.edsoo.ru/f84140b
a

24.04.2024

https://infourok.ru/prezent
aciyadostoprimechatelnoteybelarusi-2026512.html

25.04.2024

https://nsportal.ru/shkola/g
eografiya/library/2021/01/
16/pamyatniki-prirodyaziya

02.05.2024

https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/okruzhayushchiimir/2016/08/25/prezentatsi

ya-krasnaya-ploshchad

64

Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга

1

08.05.2024

https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/okruzhayushchiimir/2014/01/03/dostoprim
echatelnosti-sanktpeterburga
https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/okruzhayushchiimir/2016/02/03/istorichesk
ie-pamyatniki-velikogonovgoroda-i

65

Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого
Новгорода

1

15.05.2024

66

Административный контрольный тест (годовой)

1

16.05.2024

67

Памятники природы и культуры Китая (по выбору)

68

Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры
региона

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1
68

25

22.05.2024

https://uchitelya.com/okru
zhayuschiy-mir/32111prezentaciya-puteshestviev-kitay-3-klass.html

23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f841380
e

4 КЛАСС
№
п/п

Количество
часов

Тема урока

Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/

1

Как человек изучает окружающую природу?

1

06.09.2023

2

Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли

1

07.09.2023

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f213.09.2023
11e1-b4080050569c12da.iso

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

3

Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей
оси (практические работы с моделями и схемами)

4

Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов
(практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика
времён года

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f214.09.2023
11e1-b4080050569c12da.iso

5

Историческое время. Что такое «лента времени»?

1

20.09.2023

6

Экологические проблемы взаимодействия человека и природы

1

21.09.2023

7

Всемирное культурное наследие России. Всемирное культурное наследие

1

27.09.2023

8

Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России

1

28.09.2023

1

https://multiurok.ru/index.ph
p/files/prezentatsiiavsemirnoe-nasledie-za04.10.2023
rubezhom-kuro.html?reg=ok

9

Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом

26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

10

Знакомство с Международной Красной книгой. Охрана историкокультурного наследия.

1

05.10.2023

11

О вредных для здоровья привычках

1

11.10.2023

12

Правила цифровой грамотности при использовании Интернет

1

12.10.2023

13

Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
населённого пункта

1

18.10.2023

14

Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

19.10.2023

15

Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки

1

25.10.2023

16

Проверочная работа по теме "Правила безопасной жизнедеятельности"

1

26.10.2023

17

Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название,
общая характеристика, нахождение на карте)

1

08.11.2023

18

Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика,
главные вершины, место нахождения на карте)

1

09.11.2023

19

Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоёмов в России

1

15.11.2023

20

Река как водный поток

1

16.11.2023

21

Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте

1

22.11.2023 ttachment/d0549a57-26f2-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae
https://cdn.catalog.prosv.ru/a
11e1-b408-

22

Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы"

1

23.11.2023

23

Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в
природной зоне

1

29.11.2023

24

Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне

1

30.11.2023

27

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК

25

Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне

1

06.12.2023

26

Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

1

07.12.2023

27

Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в
природной зоне

1

13.12.2023

28

Формы земной поверхности (на примере родного края) Водоёмы и реки
родного края.

1

14.12.2023

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f220.12.2023
11e1-b4080050569c12da.iso

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f221.12.2023
11e1-b4080050569c12da.iso

29

Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность,
отдых). Охрана рек и водоёмов

30

Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

31

Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f227.12.2023
11e1-b4080050569c12da.iso

32

Проверочная работа по теме "Природные зоны"

1

28.12.2023

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f210.01.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f211.01.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

33

34

Мир древности: далёкий и близкий.

Человек - творец культурных ценностей

28

35

36

Труд и быт людей в разные исторические времена

Новое время

Библиотека ЦОК

1

17.01.2024

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f218.01.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

https://m.edsoo.ru/f8419c54

37

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f224.01.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

38

Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни

1

25.01.2024

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f231.01.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f201.02.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f207.02.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

39

40

41

Города России. Древние города России. Страницы истории

Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества

Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в
Московском государстве

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

42

Образование и культура в Московском государстве

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f208.02.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

43

Страницы истории Российской империи. Пётр I

1

14.02.2024

44

Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту

1

15.02.2024 https://cdn.catalog.prosv.ru/a

29

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

ttachment/d0549a57-26f211e1-b4080050569c12da.iso

45

46

Образование в Российской империи
Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие
культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр)

Библиотека ЦОК

1

21.02.2024

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f222.02.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

47

«Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы
и художники XIX века

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f228.02.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

48

Страницы истории России ХХ века

1

29.02.2024

49

Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских
завоевателей

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f206.03.2024
11e1-b4080050569c12da.iso

50

Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось…

1

07.03.2024 ttachment/d0549a57-26f2-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
11e1-b408-

51

Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения

1

13.03.2024

52

Всё для фронта – всё для победы

1

14.03.2024

53

Взятие Берлина. Парад Победы

1

20.03.2024

54

Проверочная работа по теме "История Отечества"

1

21.03.2024

55

Мы живём в Российской Федерации

1

03.04.2024

30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
https://cdn.catalog.prosv.ru/a
ttachment/d0549a57-26f2-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

56

Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политико-административная карта России

57

Родной край. Знаменитые люди родного края

1

10.04.2024

58

Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость
и уважение

1

11.04.2024

59

Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка

1

17.04.2024

60

Государственные праздники России

1

18.04.2024

1

04.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

61

Праздник в жизни общества и человека

1

https://cdn.catalog.prosv.ru/a
24.04.2024 ttachment/d0549a57-26f211e1-b408-

62

Праздники и памятные даты своего региона

1

25.04.2024

https://infourok.ru/prezentaci
ya-rostovskaya-oblast-

63

Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края

1

https://easyen.ru/load/kraeve
dene/rostovsko_oblast/preze
02.05.2024
ntacija_donskoj_kraj_nasha_
malaja_rodina/455-1-0-5518

64

Наша малая Родина: главный город

1

08.05.2024

65

Проет "Моя малая Родина"

1

15.05.2024

66

Города России. Города-герои. Страницы истории

1

16.05.2024 ttachment/d0549a57-26f2-

https://uchitelya.com/okruzh
ayuschiy-mir/95220https://cdn.catalog.prosv.ru/a
11e1-b408-

67

Административный контрольный тест (годовой)

1

22.05.2024

68

Презентация проектов "Моя малая Родина"

1

23.05.2024

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68
31

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
https://okrmyr.ru/okruzhayus
chiy-mir-4-klass-1-chast-

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3,4 классы: в 2-х частях – М.: Просвещение
А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3,4 классы: в 2-х частях – М.:
Просвещение,2021

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников
системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций
/ А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2022
А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». 3,4 классы М.,
«Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».