ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. 2 Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 4 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); 5 соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. 6 История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет. 7 Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; 8 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: 9 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 10 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 11 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; 12 различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; 13 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 14 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 2 1.3 Страны и народы мира. 4 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразие растений 7 2.4 Разнообразие животных 7 2.5 Природные сообщества 3 2.6 Человек - часть природы 5 Итого по разделу 35 15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни 2 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет 5 Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 4 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 6 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 33 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система 5 16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 24 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 1 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет 4 Итого по разделу 5 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 17 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Дата изучения 1 Безопасная информационная среда 2 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы 1 07.09.2023 3 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 1 13.09.2023 1 06.09.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://easyen.ru/load/okru zhajushhij_mir/3_klass/pre zentacija_k_uroku_po_tem e_bezopasnaja_informacio nnaja_sreda/238-1-085383 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c16 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc Библиотека ЦОК 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 14.09.2023 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород 1 20.09.2023 https://pptonline.org/536752 1 21.09.2023 https://okrmyr.ru/okruzhay uschiy-mir-3-klass-1chast-proekt-raznoobrazieprirody-rodnogo-krayarostovskaya-oblast.html 1 27.09.2023 6 7 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, 18 https://m.edsoo.ru/f840ff7 4 Библиотека ЦОК традициям, истории разных народов и своего народа https://m.edsoo.ru/f841330 e Библиотека ЦОК 8 9 Что такое общество? 1 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России 1 28.09.2023 https://m.edsoo.ru/f84123a a 04.10.2023 https://shareslide.ru/okruzh ayushchiymir/prezentatsiya-k-urokuv-3-klasse-27 10 Родной край – малая родина. Российская Федерация 1 05.10.2023 https://demo.kopilkauroko v.ru/nachalniyeKlassi/pres entacii/donskoi-krai-moiamalaia-rodina 11 Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" 1 11.10.2023 https://resh.edu.ru/ 12 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией 12.10.2023 https://infourok.ru/prezent aciya-po-poznaniyu-mirana-temu-usloviyaneobhodimie-dlya-zhiznizhivotnih-1918530.html 13 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры 18.10.2023 https://obrazovaniegid.ru/soobscheniya/lyuditruda-rostovskoj-oblastisoobschenie.html 14 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 15 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 25.10.2023 16 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха 1 26.10.2023 19 1 1 Библиотека ЦОК 1 19.10.2023 https://m.edsoo.ru/f840c7c a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c39 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d32 8 Библиотека ЦОК 17 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 08.11.2023 18 Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе 1 09.11.2023 19 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 15.11.2023 https://m.edsoo.ru/f840cb6 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce7 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03 a Библиотека ЦОК 20 Почва, её состав. Значение для живой природы 21 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 22 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 16.11.2023 https://m.edsoo.ru/f840da2 6 Библиотека ЦОК 1 22.11.2023 https://m.edsoo.ru/f840df2 6 Библиотека ЦОК 1 23.11.2023 https://m.edsoo.ru/f840e0d e Библиотека ЦОК 23 Растение как живой организм 1 29.11.2023 24 Как растения размножаются? 1 30.11.2023 25 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) 1 06.12.2023 26 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям 1 07.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840e28 2 Библиотека ЦОК 20 https://m.edsoo.ru/f840e41 c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85 e Библиотека ЦОК 27 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 13.12.2023 28 Особенности питания животных. Цепи питания 1 14.12.2023 29 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 20.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840ea1 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea1 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe 2 Библиотека ЦОК 30 Роль животных в природе и жизни людей 31 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 21.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840ed9 0 Библиотека ЦОК 1 27.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840ef2 a Библиотека ЦОК 32 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 28.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840fde 4 33 Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" 1 10.01.2024 https://resh.edu.ru/ 34 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 11.01.2024 35 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f24 0 Библиотека ЦОК 1 17.01.2024 https://m.edsoo.ru/f84104b a Библиотека ЦОК 36 Органы чувств их роль в жизни человека 1 18.01.2024 https://m.edsoo.ru/f8410f7 8 37 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 24.01.2024 Библиотека ЦОК 21 https://m.edsoo.ru/f84116c 6 Библиотека ЦОК 38 Пищеварительная система и её роль в жизни человека 1 25.01.2024 https://m.edsoo.ru/f8410dd 4 Библиотека ЦОК 39 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 31.01.2024 https://m.edsoo.ru/f8410aa 0 Библиотека ЦОК 40 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 41 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 1 01.02.2024 https://m.edsoo.ru/f841065 4 Библиотека ЦОК 1 07.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8410c3 a Библиотека ЦОК 42 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 08.02.2024 43 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 1 14.02.2024 https://m.edsoo.ru/f841091 0 Библиотека ЦОК 44 Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме 45 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 1 15.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8411f9 0 Библиотека ЦОК 1 21.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8411dd 8 Библиотека ЦОК 46 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 22.02.2024 47 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома 1 28.02.2024 22 https://m.edsoo.ru/f8411c0 c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a 6 Библиотека ЦОК 48 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме 1 29.02.2024 49 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России 1 06.03.2024 50 Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов 1 07.03.2024 https://m.edsoo.ru/f84112c 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254 e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841270 6 Библиотека ЦОК 51 52 Полезные ископаемые – богатство земных недр 1 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 1 13.03.2024 14.03.2024 https://m.edsoo.ru/f841289 6 https://nsportal.ru/ap/librar y/drugoe/2015/05/04/preze ntatsiya-poleznyeiskopaemye-rostovskoyoblasti Библиотека ЦОК 53 54 55 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет 1 1 1 23 20.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8412a1 c 21.03.2024 https://nsportal.ru/nachalna yashkola/okruzhayushchiimir/2012/05/02/v-mireprofessiy-professii-lyudeysela-urok-i 03.04.2024 https://infourok.ru/metodic heskaya-razrabotka-sprezentacieyurokaprazdnika-po- okruzhayuschemu-mirusemeynie-prazdniki-itradicii-1300804.html 56 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 04.04.2024 https://uchitelya.com/nach alnaya-shkola/45628prezentaciya-cennostsemi-3-klass.html Библиотека ЦОК 57 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 10.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8412ef 4 Библиотека ЦОК 58 Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский 1 11.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8413c3 c Библиотека ЦОК 59 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 17.04.2024 60 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) 1 18.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8413e3 0 Библиотека ЦОК 61 62 63 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) 1 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) 1 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 24 1 https://m.edsoo.ru/f84140b a 24.04.2024 https://infourok.ru/prezent aciyadostoprimechatelnoteybelarusi-2026512.html 25.04.2024 https://nsportal.ru/shkola/g eografiya/library/2021/01/ 16/pamyatniki-prirodyaziya 02.05.2024 https://nsportal.ru/nachalna yashkola/okruzhayushchiimir/2016/08/25/prezentatsi ya-krasnaya-ploshchad 64 Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 08.05.2024 https://nsportal.ru/nachalna yashkola/okruzhayushchiimir/2014/01/03/dostoprim echatelnosti-sanktpeterburga https://nsportal.ru/nachalna yashkola/okruzhayushchiimir/2016/02/03/istorichesk ie-pamyatniki-velikogonovgoroda-i 65 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 15.05.2024 66 Административный контрольный тест (годовой) 1 16.05.2024 67 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 68 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 68 25 22.05.2024 https://uchitelya.com/okru zhayuschiy-mir/32111prezentaciya-puteshestviev-kitay-3-klass.html 23.05.2024 https://m.edsoo.ru/f841380 e 4 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 1 Как человек изучает окружающую природу? 1 06.09.2023 2 Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли 1 07.09.2023 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f213.09.2023 11e1-b4080050569c12da.iso Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 3 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 4 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f214.09.2023 11e1-b4080050569c12da.iso 5 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 20.09.2023 6 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 21.09.2023 7 Всемирное культурное наследие России. Всемирное культурное наследие 1 27.09.2023 8 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России 1 28.09.2023 1 https://multiurok.ru/index.ph p/files/prezentatsiiavsemirnoe-nasledie-za04.10.2023 rubezhom-kuro.html?reg=ok 9 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c 10 Знакомство с Международной Красной книгой. Охрана историкокультурного наследия. 1 05.10.2023 11 О вредных для здоровья привычках 1 11.10.2023 12 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 12.10.2023 13 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта 1 18.10.2023 14 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 19.10.2023 15 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 25.10.2023 16 Проверочная работа по теме "Правила безопасной жизнедеятельности" 1 26.10.2023 17 Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 08.11.2023 18 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) 1 09.11.2023 19 Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России 1 15.11.2023 20 Река как водный поток 1 16.11.2023 21 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 22.11.2023 ttachment/d0549a57-26f2- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae https://cdn.catalog.prosv.ru/a 11e1-b408- 22 Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" 1 23.11.2023 23 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 29.11.2023 24 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 30.11.2023 27 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК 25 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 06.12.2023 26 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 1 07.12.2023 27 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 13.12.2023 28 Формы земной поверхности (на примере родного края) Водоёмы и реки родного края. 1 14.12.2023 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f220.12.2023 11e1-b4080050569c12da.iso 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f221.12.2023 11e1-b4080050569c12da.iso 29 Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов 30 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 31 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f227.12.2023 11e1-b4080050569c12da.iso 32 Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 28.12.2023 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f210.01.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f211.01.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 33 34 Мир древности: далёкий и близкий. Человек - творец культурных ценностей 28 35 36 Труд и быт людей в разные исторические времена Новое время Библиотека ЦОК 1 17.01.2024 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f218.01.2024 11e1-b4080050569c12da.iso https://m.edsoo.ru/f8419c54 37 Новейшее время: история продолжается сегодня 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f224.01.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 38 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 25.01.2024 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f231.01.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f201.02.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f207.02.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 39 40 41 Города России. Древние города России. Страницы истории Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 42 Образование и культура в Московском государстве 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f208.02.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 43 Страницы истории Российской империи. Пётр I 1 14.02.2024 44 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 15.02.2024 https://cdn.catalog.prosv.ru/a 29 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 ttachment/d0549a57-26f211e1-b4080050569c12da.iso 45 46 Образование в Российской империи Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) Библиотека ЦОК 1 21.02.2024 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f222.02.2024 11e1-b4080050569c12da.iso https://m.edsoo.ru/f841b4aa 47 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f228.02.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 48 Страницы истории России ХХ века 1 29.02.2024 49 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f206.03.2024 11e1-b4080050569c12da.iso 50 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… 1 07.03.2024 ttachment/d0549a57-26f2- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c https://cdn.catalog.prosv.ru/a 11e1-b408- 51 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения 1 13.03.2024 52 Всё для фронта – всё для победы 1 14.03.2024 53 Взятие Берлина. Парад Победы 1 20.03.2024 54 Проверочная работа по теме "История Отечества" 1 21.03.2024 55 Мы живём в Российской Федерации 1 03.04.2024 30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 https://cdn.catalog.prosv.ru/a ttachment/d0549a57-26f2- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 56 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России 57 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 10.04.2024 58 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 11.04.2024 59 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка 1 17.04.2024 60 Государственные праздники России 1 18.04.2024 1 04.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 61 Праздник в жизни общества и человека 1 https://cdn.catalog.prosv.ru/a 24.04.2024 ttachment/d0549a57-26f211e1-b408- 62 Праздники и памятные даты своего региона 1 25.04.2024 https://infourok.ru/prezentaci ya-rostovskaya-oblast- 63 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 https://easyen.ru/load/kraeve dene/rostovsko_oblast/preze 02.05.2024 ntacija_donskoj_kraj_nasha_ malaja_rodina/455-1-0-5518 64 Наша малая Родина: главный город 1 08.05.2024 65 Проет "Моя малая Родина" 1 15.05.2024 66 Города России. Города-герои. Страницы истории 1 16.05.2024 ttachment/d0549a57-26f2- https://uchitelya.com/okruzh ayuschiy-mir/95220https://cdn.catalog.prosv.ru/a 11e1-b408- 67 Административный контрольный тест (годовой) 1 22.05.2024 68 Презентация проектов "Моя малая Родина" 1 23.05.2024 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 31 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 https://okrmyr.ru/okruzhayus chiy-mir-4-klass-1-chast- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3,4 классы: в 2-х частях – М.: Просвещение А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3,4 классы: в 2-х частях – М.: Просвещение,2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2022 А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». 3,4 классы М., «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://yandex.ru/video/ https://uchi.ru/teachers/hometasks https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://uchitelya. 32 33