I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 3, 4 классы ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих вред природе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1) базовые логические действия: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; -находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: - определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; 2 - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; - анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументировано высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: -о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; - символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; - народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; - религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; 3 - единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); - влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; - важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: - к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; - семье и семейным традициям; - учебе, труду и творчеству; - своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; - природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: - к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; - общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; - государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; - природе, природным явлениям и формам жизни; - художественному творчеству. Сформированы умения: - устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; -проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; -соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; - распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 4 II Содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 3, 4 классы № п/п Наименование разделов, тем Формы организации Беседа День знаний Рассматривание Там, где Россия репродукций картин 100-летие со дня рождения Зо Просмотр и Космодемьянской видеоматериалов Викторина Избирательная система России Дискуссия День учителя (советники по Интерактивное задание воспитанию) Видео-экскурсия О взаимоотношениях в коллективе Воображаемая ситуация По ту сторону экрана Виртуальная День спецназа экскурсия Выставка рисунков День народного единства Ролевая игра Россия – взгляд в будущее Слушание песни Рассказы детей День матери Коллективное Что такое Родина? создание плаката Диалог Мы вместе. Наша выставка Главный закон страны Эвристическая беседа Герои нашего времени Просмотр и «Новый год – традиции праздника обсуждение видеофильма разных народов России» Составление От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» классной книги памяти: Ивана Федорова Работа с Налоговая грамотность иллюстрациями и текстом. Непокоренные (блокада Рассматривание и Ленинграда) описание героя картины Союзники России Сделаем памятку: Менделеев. 190 лет со дня рождения какие качества нужно День первооткрывателя воспитывать в День защитника Отечества себе, чтобы в обществе жить в Как найти свое место в обществе? мире и согласии? Всемирный фестиваль молодежи Игра-соревнование Мини5 Виды деятельности Участие в беседе: «Что дает образование человеку и обществу. Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «У дверей школы». Просмотр видеоматериалов о МГУ имени Ломоносова и о Смольном институте. Участие в викторине «Своя игра»: Дискуссия: С чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. Интерактивное задание: партизанское движение двух Отечественных войн: Рассматривание иллюстративного материала. Диалог: «О чем рассказывают фотографии? Для чего создаются избирательные участки?». Интерактивное задание: работа с пословицами о ценности коллектива: восстановление пословицы, объяснение е значения. Коллективное создание плаката - аппликации «День спецназа» Рассматривание памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама» (или другой по выбору). Беседа: «Почему мама для ребенка самый близкий человек?» Рассматривание Первым делом самолеты…. О гражданской авиации исследование Работа в группах Крым – дорога домой Россия – здоровая держава Цирк! Цирк! Цирк! «Вижу Землю» 215 лет со дня рождения Гоголя Экологичное потребление Труд крут! Будь готов! Ко дню общественных организаций Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина Урок памяти 6 репродукции картины Леонардо да Винчи» Составление классной книги памяти Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь прорыва блокады».\ Дискуссия: почему Менделеева называли «чемоданных дел мастер»? Работа с иллюстративным материалом: описание портретов бабушки и няни Александра Сергеевича. Воображаемая ситуация. III. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем. п/п Кол-во Дата часов План I четверть (8ч). 1 День знаний 1 04.09 2 Там, где Россия 1 11.09 3 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской 1 18.09 4 Избирательная система России 1 25.09 5 День учителя (советники по воспитанию) 1 02.10 6 О взаимоотношениях в коллективе 1 09.10 7 По ту сторону 1 16.10 8 День спецназа 1 23.10 экрана II четверть (8ч) 9 День народного единства 1 06.11 10 Россия – взгляд в будущее 1 13.11 11 День матери 1 20.11 12 Что такое Родина? 1 27.11 13 Мы вместе. 1 04.12 14 Главный закон страны 1 11.12 15 Герои нашего времени 1 18.12 16 «Новый год – традиции праздника разных народов 1 25.12 России» 17 III четверть (10ч) От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова 1 15.01 18 Налоговая грамотность 1 22.01 19 Непокоренные (блокада Ленинграда) 1 29.01 20 Союзники России 1 05.02 21 Менделеев. 190 лет со дня рождения 1 12..02 22 День первооткрывателя 1 19.02 23 День защитника Отечества 1 26.02 24 Как найти свое место в обществе? 1 04.03 25 Всемирный фестиваль молодежи 1 11.03 7 Факт 26 Первым делом самолеты…. О гражданской авиации 1 18.03 IV четверть (7 ч) 27 Крым – дорога домой 1 01.04 28 Россия – здоровая держава 1 08.04 29 Цирк! Цирк! Цирк! 1 15.04 30 «Вижу Землю» 1 22.04 31 215 лет со дня рождения Гоголя 1 06.05 32 Экологичное потребление 1 13.05 33 Труд крут! Будь готов! Ко дню общественных организаций 1 20.05 Всего 33 часа В соответствии с годовым календарным учебным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписания уроков на 2023 – 2024 учебный год на проведение внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 3,4 классах выделен 1 час в неделю – 34 часа в год. В связи с наличием праздничных дней и перенесёнными выходными днями в 2023 – 2024 году в тематическом планировании происходит уплотнение учебного материала до 33 часов в год. 8 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Талловеровская СОШ От 28.08.2023г. № 1 _______________________ Никонова Н.Р. Подпись руководителя МС Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________ ___Никонова Н.Р. подпись Ф.И.О. 28.08.2023г. дата 9