1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий: в сфере личностных регулятивных познавательных коммуникативных универсальных универсальных универсальных универсальных учебных действий учебных действий учебных действий учебных действий -оценивать свою -определять степень -осознавать -критически осмывежливость; успешности разнообразие текстов сливать свой опыт -определять выполнения своей (жанров), проду- общения, выявлять степень вежливости работы и работы всех, цируемых людьми для причины удач и непри общении людей исходя из имеющихся решения удач при взаимо(вежливо – критериев; коммуникативных действии; невежливо – грубо); -учиться подчинять задач; -в предложенных -осознавать важ- своѐ высказывание -анализировать инфор- коммуникативных ность соблюдения задаче вза- мацию, представленную ситуациях, опираясь правил речевого имодействия; в разных формах (текст, на изученные эти-кета для -аргументировать свою таблица, схема, иллюс- правила общения, успешного точку зрения, трация и др.), извлекать выбирать уместные, общения, используя в качестве необходимые для эффективные установления доказательства решения речевые средства. добрых, уважите- правила, цитаты, коммуникативных задач льных взаимоотно- пословицы, поговорки, сведения; шений; афоризмы. -продуцировать тексты -осознавать свою сравнительного ответственность за описания в зависимости произнесѐнное или от задачи сравнения написанное слово; (выявления сходства -понимать и/или различия), необходимость последовательной или добрых дел, параллельной подтверждающих структуры; добрые слова. -перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; -знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключе-вые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); пользоваться основными способами правки текста. 2.Содержание курса внеурочной деятельности № п/п Наименование разделов и тем занятий 1 Эмоциональная окраска общения. 2 Коммуникативная культура личности. 3 Слушать и слышать. Основное содержание Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности. Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция». Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию». Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…». Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления. Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!». Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта». Диспут «Решаем конфликт». Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три 4 уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания». Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу». Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя». Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления». Совершенствование навыков устной Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. речи. Дебаты. Дискуссия. Проблемноценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности. Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи». Дебаты «Культура общения показывает культуру личности». Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь». 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности Номер а заняти й 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Наименования разделов и тем Количество часов Эмоциональная окраска общения (6 часов) Эмоциональность как свойство 1 личности. Понятия «эмоция», «чувство», 1. «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Куль- 1 тура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. 1 Дата по плану 07.09. 14.09 21.09 28.09 Способы взаимодействия с 1. 05.10 отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура 1 12.10 личности. Коммуникативная культура личности (10 часов) Общение и его функции. 1 19.10 Коммуникативная культура личности. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. 26.10 1 1 09.11 1 16.11 1 23.11 1 30.11 1 07.12 Осознание способов взаимодей- 1 ствия людей друг с другом. Группа и ее законы. 1 14.12 Конфликты в группе и пути их 1 преодоления. Слушать и слышать (8 часов) Роль умения слушать в лич- 1 ностном общении. «Эффективные» слушатели. 1 28.12 Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Речь говорящего и понимание слушателя. Барьеры между говорящими и слушателями. Язык «поддержки» и язык «подавления». 1 25.01 1 01.02 1 08.02 1 15.02 1 22.02 21.12 11.01 18.01 Дата по факту 24 Преодоление барьеров в 1 29.02 общении. Совершенствование навыков устной речи (10 часов) 25 Совершенствование навыков 1 «слушания». Совершенствование навыков 1 устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог. 1 07.03 Совершенствование навыков устной речи. Полилог. Совершенствование навыков устной речи. Культура общения показывает культуру личности. Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности. Поведение человека и культура общения. Итоговое занятие. Публичное выступление проблемного характера. Итого: 34 часа 1 04.04 1 11.04 1 18.04 1 25.04 1 02.05 1 16.05 1 23.05 26 27 28 29 30 31 32 33 34 14.03 21.03