Рабочая программа по внеурочной деятельности" Быть гражданином мои права, моя ответственность.

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Быть гражданином: мои права, моя ответственность.»
на 2023-2024учебный год

Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 6 класс
Количество часов - 1 час в неделю в 6 классе, всего 34 часа

Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная

Программа разработана на основе: примерная программа курса внеурочной
деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций / Авторы-составители:
Заева О. В., Алагуев М. В., Бородина А. С.,Скорина Е. Н., Артамонова Е. Г. – 2021
I. Планируемые результаты освоения курса « Быть гражданином: мои права, моя
ответственность.»
Личностные результаты:
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно - смысловые установки выпускников основной школы,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности,
личностные
качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности.
Метапредметными результатами:
Регулятивные УУД:
• Формирование способности личности к целеполаганию и построению
жизненных планов во временной перспективе;
• Развитие регуляции учебной деятельности;
• Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные УУД:
• Умение видеть проблему;
• Умение ставить вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение структурировать тексты;
Умение работать с метафорами;
• Умение давать определение понятиям;
•Умение наблюдать;
• Умение делать выводы и умозаключения;
•Умение классифицировать;
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы с обучающимися.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3.Коммуникативные УУД:
• формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так,
чтобы общение приносило радость;
• развивать навыки взаимодействия в группе;
• развивать вербальные и невербальные навыки общения;
2

• развивать навыки восприятия и понимания различных людей;
•развивать навыки самопознания;
• преодолевать эгоцентризм;
• умение познавать себя через восприятие другого;
•формирование положительной самооценки;
• формирование эмпатического отношений к другим людям;
• формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом
качестве;
• определять особенности поведения в конфликтной ситуации;
• отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов.
В результате освоения программы
Обучающиеся будут:
- знать смысл основных изучаемых определений, терминов и понятий;
представлять основные положения Конституции 8 Российской Федерации, свои
гражданские права и обязанности, осознавать ответственность за совершение
правонарушений;
- иметь представление о роли права в жизни современного общества, о
юридической силе различных источников права и механизме их действия;
понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений; иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу
безопасности личности;
знать
совокупность
правил
поведения
в
общеобразовательной организации, в общественных местах и использовать их,
уважая права и свободы других граждан; различать правомерное и неправомерное
поведение, виды наказаний за совершение правонарушений;
-

В результате изучения ученик научится / получит возможность научиться/ следующим
умениям и навыкам:
- знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие
правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и
утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной
безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности
личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и
политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в
качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о
видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях
культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к
правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения
наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных
3

жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты
собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью.

II. Содержание курса « Быть гражданином: мои права, моя ответственность.»
В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть
гражданином: мои права, моя ответственность» (далее — программа), направленная на
создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в
системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и
законопослушного поведения. Ведущей линией в правовом просвещении и правовом
воспитании подростков является обеспечение осознания несовершеннолетним важности
права как регулятора взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод,
обязанностей и ответственности, формирование уважительного отношения к закону,
закрепление знаний о правах ребенка, человека и гражданина, механизмах их
реализации, а так же формирование компетенций в сфере соблюдения правил
поведения в обществе, в конфликтных ситуациях, развитие навыков толерантного
поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей.
Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди
обучающихся – внедрение технологий и методов профилактической работы,
направленной на
формирование
законопослушного поведения
несовершеннолетних. Это предполагает четкое определение целей и задач
профилактической деятельности; выбор перечня скоординированных по содержанию
действий, направленных на устранение причин и условий противоправного
поведения несовершеннолетних; содействие в социальной адаптации и раскрытии
внутреннего потенциала
личности каждого обучающегося. Правовое воспитание
и правовое просвещение рассматривается как
целенаправленное, организованное,
систематическое
воздействие на
личность,
формирующее
установки
гражданственности и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных
способов разрешения конфликтов. Задачи правового воспитания и правового
просвещения заключаются в том, чтобы донести до обучающихся требования правовых
норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них личностный
смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Результатом правового просвещения и правового воспитания является наличие у
обучающихся правовых компетенций и навыков социального функционирования.

4

III. Календарно – тематическое планирование
№ п/п

Название темы

Дата проведения
План

Вводная часть

Факт

2 часа

1

Вводное занятие. Знакомство с программой.

07.09

2

Зачем нам необходимо знать законы?

14.09

Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов
3

Права и обязанности школьников

21.09

4

Знакомство с Уставом школы

28.09

5

Конвенция ООН о правах ребенка

05.10

6

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

12.10

7

Знакомство с Конституцией РФ.

19.10

8

Круглый стол «Я – гражданин России»

26.10

Правопорядок. Юридическая ответственность.

10 часов
09.11

10

О правопорядке. Правонарушения и
преступления.
Что такое вина? Что такое ответственность?

11

Виды юридической ответственности.

23.11

12

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся
поведению»
Взыскания и наказания

30.11

Комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав.
Встреча с сотрудниками инспекции по делам
несовершеннолетних

14.12

9

13
14
15

16.11

07.12

21.12

5

28.12

17

Диагностика (интересы, проблемы,
конфликтные ситуации)
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций»

18

Преступления, совершаемые подростками.

18.11

16

Профилактика вредных привычек. ЗОЖ.

11.01

13 часов

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных
привычек»
Просмотр презентаций «Влияние вредных
привычек на организм человека»
Просмотр презентаций «Курить – здоровью
вредить»
Просмотр презентаций «К чему приводит
алкоголь?»
Природа наркотизма. Механизм воздействия
наркотических веществ.
Характеристика основных групп наркотических
веществ, используемых в молодежной среде.
Просмотр презентации: «Формирование
зависимости от наркотиков».
Анкетирование (отношение к наркотикам).

25.01

21.03

29

Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без
наркотиков»
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам
скажем нет»
Влияние молодежных групп.

30

Неформалы.

18.04

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

31

Игра – тренинг «Как не стать жертвой
преступления?»
Подведение итогов курса.

01.02
08.02
15.02
22.02
29.02
07.03
14.03

04.04
11.04

25.04
3 часа

32

Кроссворд: «В мире юридических терминов».

02.05

33

Правовая игра «Большой круг»

16.05

34

Итоговое занятие – практикум «Защити свои
права»
Итого

23.05
34

6

В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием
уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по внеурочной деятельности в 6 классе
составляет 1 час в неделю - 34 часа в год. Программа будет пройдена за 34 часа.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».