Ростовская область Кашарский район х. Талловеров Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талловеровская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Быть гражданином: мои права, моя ответственность.» на 2023-2024учебный год Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 6 класс Количество часов - 1 час в неделю в 6 классе, всего 34 часа Учитель: Пудова Татьяна Петровна Категория: высшая квалификационная Программа разработана на основе: примерная программа курса внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций / Авторы-составители: Заева О. В., Алагуев М. В., Бородина А. С.,Скорина Е. Н., Артамонова Е. Г. – 2021 I. Планируемые результаты освоения курса « Быть гражданином: мои права, моя ответственность.» Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Метапредметными результатами: Регулятивные УУД: • Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; • Развитие регуляции учебной деятельности; • Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные УУД: • Умение видеть проблему; • Умение ставить вопросы; • Умение выдвигать гипотезы; • Умение структурировать тексты; Умение работать с метафорами; • Умение давать определение понятиям; •Умение наблюдать; • Умение делать выводы и умозаключения; •Умение классифицировать; • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с обучающимися. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3.Коммуникативные УУД: • формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; • развивать навыки взаимодействия в группе; • развивать вербальные и невербальные навыки общения; 2 • развивать навыки восприятия и понимания различных людей; •развивать навыки самопознания; • преодолевать эгоцентризм; • умение познавать себя через восприятие другого; •формирование положительной самооценки; • формирование эмпатического отношений к другим людям; • формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве; • определять особенности поведения в конфликтной ситуации; • отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов. В результате освоения программы Обучающиеся будут: - знать смысл основных изучаемых определений, терминов и понятий; представлять основные положения Конституции 8 Российской Федерации, свои гражданские права и обязанности, осознавать ответственность за совершение правонарушений; - иметь представление о роли права в жизни современного общества, о юридической силе различных источников права и механизме их действия; понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; знать совокупность правил поведения в общеобразовательной организации, в общественных местах и использовать их, уважая права и свободы других граждан; различать правомерное и неправомерное поведение, виды наказаний за совершение правонарушений; - В результате изучения ученик научится / получит возможность научиться/ следующим умениям и навыкам: - знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств; - иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан; - усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан; - различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса. - применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных 3 жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью. II. Содержание курса « Быть гражданином: мои права, моя ответственность.» В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность» (далее — программа), направленная на создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и законопослушного поведения. Ведущей линией в правовом просвещении и правовом воспитании подростков является обеспечение осознания несовершеннолетним важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод, обязанностей и ответственности, формирование уважительного отношения к закону, закрепление знаний о правах ребенка, человека и гражданина, механизмах их реализации, а так же формирование компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в конфликтных ситуациях, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди обучающихся – внедрение технологий и методов профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Это предполагает четкое определение целей и задач профилактической деятельности; выбор перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий противоправного поведения несовершеннолетних; содействие в социальной адаптации и раскрытии внутреннего потенциала личности каждого обучающегося. Правовое воспитание и правовое просвещение рассматривается как целенаправленное, организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее установки гражданственности и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных способов разрешения конфликтов. Задачи правового воспитания и правового просвещения заключаются в том, чтобы донести до обучающихся требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Результатом правового просвещения и правового воспитания является наличие у обучающихся правовых компетенций и навыков социального функционирования. 4 III. Календарно – тематическое планирование № п/п Название темы Дата проведения План Вводная часть Факт 2 часа 1 Вводное занятие. Знакомство с программой. 07.09 2 Зачем нам необходимо знать законы? 14.09 Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов 3 Права и обязанности школьников 21.09 4 Знакомство с Уставом школы 28.09 5 Конвенция ООН о правах ребенка 05.10 6 Викторина «Человек. Личность. Гражданин» 12.10 7 Знакомство с Конституцией РФ. 19.10 8 Круглый стол «Я – гражданин России» 26.10 Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов 09.11 10 О правопорядке. Правонарушения и преступления. Что такое вина? Что такое ответственность? 11 Виды юридической ответственности. 23.11 12 Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» Взыскания и наказания 30.11 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних 14.12 9 13 14 15 16.11 07.12 21.12 5 28.12 17 Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций» 18 Преступления, совершаемые подростками. 18.11 16 Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 11.01 13 часов Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» Просмотр презентаций «Влияние вредных привычек на организм человека» Просмотр презентаций «Курить – здоровью вредить» Просмотр презентаций «К чему приводит алкоголь?» Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ. Характеристика основных групп наркотических веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентации: «Формирование зависимости от наркотиков». Анкетирование (отношение к наркотикам). 25.01 21.03 29 Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без наркотиков» Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» Влияние молодежных групп. 30 Неформалы. 18.04 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 31 Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» Подведение итогов курса. 01.02 08.02 15.02 22.02 29.02 07.03 14.03 04.04 11.04 25.04 3 часа 32 Кроссворд: «В мире юридических терминов». 02.05 33 Правовая игра «Большой круг» 16.05 34 Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» Итого 23.05 34 6 В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по внеурочной деятельности в 6 классе составляет 1 час в неделю - 34 часа в год. Программа будет пройдена за 34 часа. 7