Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
2024-2025 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 66ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Елена Валерьевна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе рабочей программе 5-9 класса, разработаной
авторами: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомиловым, Т.С.
Суховой, издательский центр «Вентана-Граф», 2021 г.
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией И.Н.
Пономарёвой , О.А. Корниловой, Н.М. Чернова «Вентана-Граф», 2022 ФГОС
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» 9 КЛАСС
В результате изучения данного курса биологии ученик должен научиться понимать:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
2
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
3
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ученик научится:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать
научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения
за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические
объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний — понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное
и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как
науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях),
ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил по ведения в природе и
основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать
информацию биологического со держания в научнопопулярной
литературе, средствах массовой информации и интернетресурсах,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
4
создавать собственные письменные и устные сообще ния о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников, самостоятельно определять цели обучения,
ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
5
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
6
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и
общественной гигиены;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для
построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной
профессиональной карьеры по ее окончании. Учащиеся должны освоить основные знания
и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие
и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и
функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия
организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных
представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе
эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства
живых организмов. Многообразие форм живых организмов.
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды
клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ –
основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов –
фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы.
Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в
природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его
особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и
животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование
половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные
7
закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости.
Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные
представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического
круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития
органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.
Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и
структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления
надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры
эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции.
Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека.
Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как
житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия
факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов
среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в
природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена
биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в
биосфере. Охрана природы.
В программу изучения предмета введён модуль здорового питания.
8
III.
№
ур
ока
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел/Тема занятия
Тема 1. Общие закономерности
жизни
1
Биология — наука о живом мире
Кол
ичес
тво
часо
в
1
Методы биологических
исследований
1
3
Общие свойства живых
организмов
1
5
6
7
8
9
10
11
Многообразие форм жизни
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Общие
закономерности жизни»
Тема 2. Закономерности жизни
на клеточном уровне
Многообразие клеток Л.Р.
Многообразие клеток эукариот.
Сравнение растительной и
животной клети
Химические вещества в клетке
Строение клетки
Органоиды клетки и их функции
Обмен веществ — основа
существования клетки
Биосинтез белка в живой клетке
План
5ч
2
4
Дата
проведения урока
1
05.09
06.09
12.09
13.09
19.09
1
12
20.09
1
1
1
1
1
1
9
26.09
27.09
03.10
04.10
10.10
Факт
12
Биосинтез углеводов —
фотосинтез
1
13
Биосинтез углеводов —
фотосинтез
1
14
15
16
17
18
19
Биосинтез белка и углеводов
Обеспечение клеток энергией
Размножение клетки и её
жизненный цикл
Л.Р. Рассматривание
микропрепаратов с делящимися
клетками
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Закономерности
жизни на клеточном уровне»
Тема 3. Закономерности жизни
на организменном уровне
Организм — открытая живая
система (биосистема)
Бактерии и вирусы
1
1
1
17
1
1
21
Многообразие растений и
значение в природе
1
22
Организмы царства грибов и
лишайников
1
23
Животный организм и его
особенности
1
26
Сравнение свойств организма
человека и животных
Размножение живых организмов
24.10
07.11
1
25
18.10.
1
Растительный организм и его
особенности
Многообразие животных
17.10
25.10
20
24
11.10
1
1
1
27
Индивидуальное развитие
организмов
1
28
Образование половых клеток.
Мейоз
1
10
08.11
14.11
15.11
21.11
22.11
28.11
29.11
05.12
06.12
12.12
13.12
29
Изучение механизма
наследственности
1
30
Основные закономерности
наследственности организмов
1
31
32
33
34
35
36
37
38
Закономерности изменчивости
Л.Р Выявление наследственных
и ненаследственных признаков у
растений разных видов.
Ненаследственная изменчивость
Основы селекции организмов
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Закономерности
жизни на организменном
уровне»
Тема 4. Закономерности
происхождения и развития
жизни на Земле
Представления о возникновении
жизни на Земле в истории
естествознания
Современные представления о
возникновении жизни на Земле
Значение фотосинтеза и
биологического круговорота
веществ в развитии жизни
Этапы развития жизни на Земле
1
1
1
20
16.01
1
1
17.01
23.01
1
1
40
Чарльз Дарвин об эволюции
органического мира
1
41
Современные представления об
эволюции органического мира
1
Процессы образования видов
09.01
1
1
43
27.12
10.01
Идеи развития органического
мира в биологии
Вид, его критерии и структура
20.12
26.12
39
42
19.12
1
1
11
24.01
30.01
31.01
06.02
07.02
13.02
44
45
Макроэволюция как процесс
появления надвидовых групп
организмов
Основные направления
эволюции
14.02
1
1
48
Примеры эволюционных
преобразований живых
организмов
Основные закономерности
эволюции Л.Р.
Приспособленность организмов
к среде обитания
Человек — представитель
животного мира
49
Эволюционное происхождение
человека
1
50
Ранние этапы эволюции
человека
1
51
Поздние этапы эволюции
человека
1
52
Человеческие расы, их родство и
происхождение
1
53
Человек как житель биосферы и
его влияние на природу Земли
1
46
47
54
55
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Закономерности
происхождения и развития
жизни на Земле»
Тема 5. Закономерности
взаимоотношений организмов и
среды
Условия жизни на Земле
21.02
1
27.02
1
1
1
57
Приспособленность организмов
к действию факторов среды
1
Взаимосвязи организмов
в популяции
07.03
13.03
14.03
20.03
12
1
59
06.03
1
Общие законы действия
факторов среды на организмы
Биотические связи в природе
28.02
21.03
56
58
20.02
1
1
12
03.04
04.04
10.04
11.04
17.04
60
Функционирование популяций в
природе
1
61
Природное сообщество —
биогеоценоз
1
62
Биогеоценозы, экосистемы и
биосфера
1
63
Развитие и смена природных
сообществ
1
64
Многообразие биогеоценозов
(экосистем)
1
65
66
Основные законы устойчивости
живой природы. Экологические
проблемы в биосфере. Охрана
природы
Итоговый контроль знаний курса
биологии 9 класс
18.04
24.04
25.04
15.05
16.05
22.05
1
1
23.05
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ,
расписанием уроков на изучение биологии в 9 классе выделено 2ч в неделю. В связи с
праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в
2025 году» произошло уплотнение учебного материала до 66 учебных часа. Недостаток
учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
13
14