Рабочая программа по технологии 1,3 классы

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
(предметная область «Технология») (далее соответственно – программа по труду
(технологии), труд (технология) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы труду (технологии), тематическое
планирование, поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно
формировать средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, приобретение практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание ориентации на
будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства
с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о технологической культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;

расширение культурного
кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной
деятельности в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к конструкторской и к
изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности
ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
труд, технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с
пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и
другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации), конструирование и
моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных
материалов, робототехника (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации);
ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной
организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают
основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт
личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать
информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных
связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчетов,
вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими
фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного
искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как
универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как
источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших
видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий

и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии), – 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе –- 34
часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых
ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в
изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия
создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых
материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании
работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки
материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка
изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с
использованием рисунков, графических инструкций, простейших схем. Чтение условных
графических изображений (знание операций, способов и приемов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы
соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
другие. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и
безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы изготовления
изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части
(стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание,
склеивание и другие. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования
ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные – орехи, шишки, семена,
ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с
замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с
помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в
иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее представление о конструкции
изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы
соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции
образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели
(на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого)
результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация учителем подготовленных материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные
и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их
устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике),
использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема,
рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать
на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого человека;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию
изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;

действовать по плану, предложенному учителем, работать с использованием
графических инструкций учебника, принимать участие в коллективном построении
простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в
процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места,
поддерживать на нем порядок в течение урока, производить необходимую уборку по
окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым
видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Мир профессий. Современные производства и
профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках
труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония
в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов – жесткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как
устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и
идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных
ролей (руководитель (лидер) и подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах
изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала
(например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их
декоративно-художественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), знание приемов их рационального и безопасного использования.

Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объемных изделий из разверток. Преобразование разверток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развертки
изделия. Разметка деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Решение задач
на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение
измерений, расчетов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого
стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей
изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление
швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в
одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе с
использованием конструктора, по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного
соединения деталей набора конструктора, их использование в изделиях, жесткость и
устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учетом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач
на мысленную трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные
технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио,
печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный
мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для
сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft
Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах
на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учетом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов
работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для ее решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты по результатам
работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:

выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по
деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению,
отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей
части работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения,
проявление уважения и доброжелательности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;

осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
проводить обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом),
оценивать объективность информации и возможности ее использования для решения
конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий декоративноприкладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание
и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и
подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать
и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать
рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с
клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной
разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для
ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать
их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание,
отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические
приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение
деталей способами обрывания, вырезания и другими, сборку изделий с помощью клея,
ниток и других;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка»,
«материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с использованием подготовленного плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать
за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий
картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон,
стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;

различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по
линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и другими способами, собирать изделия с
помощью клея, пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять отделку
раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с
использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах
под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью чертежных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида
и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные
техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и с использованием
конструктора по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным
условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
знать несколько видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из опыта обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой информации
при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала
на основе полученных знаний и умений;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количес
тво
часов

Раздел 1. Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение
человека. Мир профессий. Профессии,
1.1
связанные с изучаемыми материалами и
производствами
Итого по разделу

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
4

https://m/edsoo. ru

4

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
2.1

Природные материалы. Свойства.
Технологии обработки. Способы
соединения природных материалов

4

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.2

Композиция в художественнодекоративных изделиях

2

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.3

Пластические массы. Свойства. Технология
обработки. Получение различных форм
деталей изделия из пластилина. Мир
профессий

4

2.4

Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги. Мир профессий

1

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.5

Картон. Его основные свойства. Виды
картона.

1

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.6

Сгибание и складывание бумаги

3

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.7

Ножницы – режущий инструмент. Резание
бумаги и тонкого картона ножницами.
Понятие «конструкция». Мир профессий

3

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.8

Шаблон – приспособление. Разметка
бумажных деталей по шаблону

5

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.9

Общее представление о тканях и нитках.
Мир профессий

1

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.10

Швейные иглы и приспособления

1

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.11

Варианты строчки прямого стежка
(перевивы). Вышивка

3

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

1

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

2.12

Выставка работ. Итоговое занятие

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

3 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количес
тво
часов

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1

Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1

Современный информационный мир.
Персональный компьютер (ПК) и его
назначение

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3

Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов

3.1

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений.
(технология обработки пластических
масс, креповой бумаги, фольги). Мир
профессий

4

3.2

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки фольги.
Мир профессий

1

3.3

Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования. Мир профессий

1

3.4

Объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Мир
профессий

6

3.5

Технологии обработки текстильных
материалов

4

3.6

Пришивание пуговиц. Ремонт одежды

2

3.7

Современные производства и
профессии (история швейной машины
или другое). Мир профессий

4

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Итого по разделу

22

Раздел 4. Конструирование и моделирование
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
4.1
«Конструктор» по заданным условиям.
Мир профессий
Итого по разделу

6

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

6

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

1

Тема урока

Мир вокруг нас (природный и
рукотворный)

Количес
тво
часов

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

05.09.2025

https://m/edsoo. ru
Библиотека ЦОК

2

Техника на службе человека (в
воздухе, на земле и на воде)

3

Традиции и праздники народов
России, ремёсла, обычаи

4

Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и
производствами. Профессии
сферы обслуживания

1

12.09.2025

https://m/edsoo. ru

1

Библиотека ЦОК
19.09.2025 https://m/edsoo. ru
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

1

26.09.2025

5

Природа и творчество. Природные
материалы. Сбор листьев и
способы их засушивания

1

Библиотека ЦОК
03.10.2025 https://m/edsoo. ru

6

Семена разных растений.
Составление композиций из семян

1

Библиотека ЦОК
10.10.2025 https://m/edsoo. ru

7

Объемные природные материалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструирование объемных
изделий из них

1

17.10.2025

8

Способы соединения природных
материалов

1

Библиотека ЦОК
24.10.2025 https://m/edsoo. ru

9

Понятие «композиция».
Центровая композиция. Точечное
наклеивание листьев

1

Библиотека ЦОК
07.11.2025 https://m/edsoo. ru

10

«Орнамент». Разновидности
композиций, Композиция в полосе

1

Библиотека ЦОК
14.11.2025 https://m/edsoo. ru

Библиотека ЦОК
https://m/edsoo. ru

11

Материалы для лепки (пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс

1

Библиотека ЦОК
21.11.2025 https://m/edsoo. ru

12

Изделие. Основа и детали
изделия. Понятие «технология»

1

Библиотека ЦОК
28.11.2025 https://m/edsoo. ru

13

Формообразование деталей
изделия из пластилина

1

Библиотека ЦОК
05.12.2025 https://m/edsoo. ru

14

Объемная композиция. Групповая
творческая работа – проект

1

Библиотека ЦОК
12.12.2025 https://m/edsoo. ru

15

Бумага. Ее основные свойства.
Виды бумаги

1

Библиотека ЦОК
19.12.2025 https://m/edsoo. ru

16

Картон. Его основные свойства.
Виды картона

1

Библиотека ЦОК
26.12.2025 https://m/edsoo. ru

17

Сгибание и складывание бумаги.
(Cоставление композиций из
несложной сложенной детали)

1

Библиотека ЦОК
16.01.2026 https://m/edsoo. ru

18

Сгибание и складывание бумаги
(Основные формы оригами и их
преобразование)

1

Библиотека ЦОК
23.01.2026 https://m/edsoo. ru

19

Складывание бумажной детали
гармошкой

1

Библиотека ЦОК
30.01.2026 https://m/edsoo. ru

20

Режущий инструмент ножницы.
Их назначение, конструкция.
Правила пользования

1

Библиотека ЦОК
06.02.2026 https://m/edsoo. ru

21

Приемы резания ножницами по
прямой, кривой и ломаной линиям

1

Библиотека ЦОК
20.02.2026 https://m/edsoo. ru

22

Резаная аппликация

1

Библиотека ЦОК
27.02.2026 https://m/edsoo. ru

23

Шаблон – приспособление для
разметки деталей. Разметка по
шаблону

1

Библиотека ЦОК
06.03.2026 https://m/edsoo. ru

24

Разметка по шаблону и вырезание
нескольких деталей из бумаги

1

Библиотека ЦОК
13.03.2026 https://m/edsoo. ru

25

Преобразование правильных форм
в неправильные

1

Библиотека ЦОК
20.03.2026 https://m/edsoo. ru

26

Составление композиций из
деталей разных форм

1

Библиотека ЦОК
27.03.2026 https://m/edsoo. ru

27

Изготовление деталей по шаблону
из тонкого картона

1

Библиотека ЦОК
10.04.2026 https://m/edsoo. ru

28

Общее представление о тканях и
нитках

1

Библиотека ЦОК
17.04.2026 https://m/edsoo. ru

29

Швейные иглы и приспособления.
Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка

1

Библиотека ЦОК
24.04.2026 https://m/edsoo. ru

30

Вышивка – способ отделки
изделий. Мережка (осыпание края
заготовки из ткани)

1

Библиотека ЦОК
08.05.2026 https://m/edsoo. ru

31

Строчка прямого стежка, ее
варианты – перевивы

1

Библиотека ЦОК
15.05.2026 https://m/edsoo. ru

32

Выставка работ. Итоговое занятие

1

Библиотека ЦОК
22.05.2026 https://m/edsoo. ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

32

3 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

1

Технологии, профессии и
производства. Повторение и
обобщение пройденного во
втором классе

2

Современные производства и
профессии, связанные с
обработкой материалов

3

Знакомимся с компьютером.
Назначение, основные
устройства

4

Компьютер – твой помощник.
Запоминающие устройства –
носители информации

Количес
тво
часов

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

05.09.2025

Бибилиотека ЦОК
1

12.09.2025

https://m.edsoo.ru/713ab6
b7

Бибилиотека ЦОК
1

19.09.2025

https://m.edsoo.ru/89c519
cc

Бибилиотека ЦОК
1

26.09.2025

https://m.edsoo.ru/067b4
226

Бибилиотека ЦОК
5

Работа с текстовой программой

6

Как работает скульптор.
Скульптуры разных времен и
народов

1

10.10.2025

7

Рельеф. Придание поверхности
фактуры и объема

1

17.10.2025

8

Как работает художникдекоратор. Материалы
художника, художественные
технологии

1

24.10.2025

9

Свойства креповой бумаги.
Способы получение объемных
форм

1

07.11.2025

10

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги

1

14.11.2025

1

03.10.2025

https://m.edsoo.ru/14052
4a8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1d006
5f8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5d972
5c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/589b0
115

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1a92e9
81

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/302e07
04

11

Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования

12

Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

28.11.2025

13

Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

05.12.2025

14

Развертка коробки с крышкой

1

12.12.2025

15

Оклеивание деталей коробки с
крышкой

16

Конструирование сложных
разверток

17

Конструирование сложных
разверток

18

Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

23.01.2026

19

Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

30.01.2026

20

Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного
изделия

1

06.02.2026

21

Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного
изделия

1

13.02.2026

22

Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из
нетканого полотна) с отделкой
пуговицей

1

20.02.2026

23

Проект. Коллективное
дидактическое пособие для

1

27.02.2026

Бибилиотека ЦОК
1

21.11.2025

https://m.edsoo.ru/c2e5fd
16

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8302f6
9b

Бибилиотека ЦОК
1

19.12.2025

https://m.edsoo.ru/63a3f7
4d

Бибилиотека ЦОК
1

26.12.2025

https://m.edsoo.ru/19caee
a5

Бибилиотека ЦОК
1

16.01.2026

https://m.edsoo.ru/a41333
b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5c1746
79

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8c98d1
79

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3c194
27

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f94dc1
a1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/43073
6bb

обучения счету (с застежками на
пуговицы)
24

История швейной машины.
Способ изготовления изделий из
тонкого трикотажа стяжкой

1

06.03.2026

25

История швейной машины.
Способ изготовления изделий из
тонкого трикотажа стяжкой

1

13.03.2026

26

Пришивание бусины на швейное
изделие

1

20.03.2026

27

Пришивание бусины на швейное
изделие

1

27.03.2026

28

Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
наборов конструктора.
Профессии технической,
инженерной направленности

1

10.04.2026

29

Конструирование моделей с
подвижным и неподвижным
соединением из деталей набора
конструктора или из разных
материалов

1

17.04.2026

30

Простые механизмы. Рычаг.
Конструирование моделей
качелей из деталей наборов
конструктора или из разных
материалов

1

24.04.2026

31

Простые механизмы. Ножничный
механизм. Конструирование
моделей с ножничным
механизмом из деталей набора
конструктора или из разных
материалов

1

08.05.2026

32

Конструирование модели робота
из деталей набора конструктора
или из разных материалов

1

15.05.2026

33

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

1

22.05.2026

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3ad2a0
50

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76e60
9c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ff3b6
8a

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9d99b
ec

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f44728
46

Бибилиотека ЦОК

34

https://m.edsoo.ru/9cad9a
08

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология: 1-й класс: учебник; 12-е издание, переработанное Лутцева Е.А., Зуева
Т.П. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 3-й класс: учебник; 11-е издание, переработанное Лутцева Е.А., Зуева
Т.П. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного предмета «Труд
(технология)» https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m/edsoo. ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».